Хорошая подготовка √ гарантия успешной поездки.
Основной принцип при этом √ экономия в пределах разумного. Конечно, есть более дешевые и менее комфортные варианты проживания и передвижения, чем будут описаны в этом отчете, но для поездки людей среднего достатка они вполне приемлемы.
Изначальный маршрут поездки: дом (Тверь) - Санкт-Петербург √ Хельсинки √ Таллинн √ Стокгольм √ Хельсинки √ дом (Тверь)
Время поездки: 22-30 мая 2009
В итоге маршрут чуть корректировался: дом (Тверь) - Санкт-Петербург √ Хельсинки √ Тампере √ Турку - Стокгольм √ Хельсинки √ дом (Тверь).
Изначальные плюсы в подготовке к поездке (если вы ими обладаете, сложности сокращаются): доступ в интернет (для бронирования и поиска информации), владение разговорным английским, кредитная карточка Master Card с необходимой суммой, отсутствие проблем с финской визой.
Кстати, с 14 июня начинается высокий сезон, и цены на паром резко скачут вверх. Поэтому время поездки и было выбрано так, чтобы уже было достаточно тепло, но высокий сезон еще не наступил.
Каюты на паромах можно условно разделить на 3 класса: экономный - 4-местный номер без душа и туалета и окон на нижней палубе под палубой с машинами; средний √ 2-х и 4-х местные номера с очень широкими кроватями, столиком, душем, туалетом, но тоже без окон; и люкс-класс √ номера на верхних палубах с хорошим видом и дополнительными удобствами.
На пароме есть, чем себя занять помимо стояния на палубе: здесь есть буфеты со шведскими столами, кафе, рестораны, танцзалы для молодежи и людей постарше, бары и, конечно, магазин duty-free.
Основной контингент на пароме - шведские школьники и финские пенсионеры. Создается впечатление, что шведы ездят в Финляндию реже, чем финны в Швецию.
Возможно, все дело именно в duty-free. Со всех уголков парома они (финны) стекаются туда и огромными коробками набирают всякий товар, в основном спиртное.
Русских на пароме тоже очень много, может даже каждый третий, они в отличие от финнов предпочитают верхнюю палубу с прекрасными видами.
Все билеты на паром лучше брать заранее. Решив, что билеты в Таллинн мы купим на месте, мы совершили ошибку √ единственный день, выделенный на поездку, выпал на воскресенье. А именно воскресенье √ пиковый день, когда финны в массовом порядке плывут в Эстонию отовариваться в дешевых таллиннских магазинах. К нашему большому разочарованию, все билеты на паром были распроданы. Однако приведу полезную информацию для тех, кому повезет больше.
По Таллинну предлагаются следующие однодневные варианты (дневной круиз):
1) дневной круиз с Викинглайн -33 евро туда - обратно. Самый дешевый вариант, только на осмотр города остается максимум 4 часа.
2) Круиз с Сильялайн √ 52,5 евро и 8,5 часов времени.
3) Круиз с Линдалайн- 44 евро, в Таллинне √ 7,5 часов максимум. Самый оптимальный и самый скоростной вариант.
Далее можете пойти присесть, пока через некоторое время на электронном табло не появится ваш номер и номер кассы. Тогда уже можно идти к кассе и купить билет, назвав нужный город и время поездки.
И никаких очередей у касс! Все комфортно ждут своего номера на табло! Не мешало бы такую систему внедрить и у нас.
Вообще в Европе о людях думают, и это заметно в любых мелочах. В поезде, пусть даже он идет всего 2 часа, разносят кофе, работают туалеты, есть мониторы, где отражается название станции и скорость поезда; на каждом сидении есть подушка под голову, которую можно регулировать. И это даже не в бизнес-классе, а в самом обычном вагоне.
В Швеции гостиницы подороже. В Финляндии нет предоплаты при бронировании √ оплата осуществляется после выезда. Если же вы не приезжаете, то с вашей кредитной карточки снимут стоимость одних суток. Довольно демократично.
В Хельсинки мы остановились в отеле Hotel Arthur , 3 звезды (
В Стокгольме выбрали отель Colonial (2 звезды). Он один из самых дешевых и тоже расположен близко к вокзалу. Его сайт
Как ни крути, а без знания иностранного будет сложно. Можно, конечно, заранее распечатать карты из Интернета.Однако в брошюрках есть много дополнительной информации, что делает их похожими на мини-путеводители.
А еще Тампере √ родина Муми-Троллей.
Добраться до Тампере можно на поезде от Хельсинки, ехать чуть больше 2 часов. Билет стоит примерно 28 евро.
Старый город (Гамла стан) в Стокгольме - сам по себе большой музей. По нему ходят группы школьников, по виду совмещающих ориентирование с изучением истории.
Хорошо бы посетить Королевский дворец; каждый день ровно в 12 там происходит смена караула: гвардейцы маршируют, играет музыка. Интересное зрелище, особенно для туристов.
Виды Стокгольма очень живописные, и осматривать их удобно с экскурсионного катера. Катера ходят как между островами Стокгольма, так и за пределы города. Круглогодично работают две водные экскурсии: плавание под мостами (15 мостов, 2 шлюза, продолжительность 2 часа √ 190 SEK), королевский тур по каналам (через зеленую часть города, продолжительность 50 минут, 140 SEK). Летом число водных экскурсий по Стокгольму утраивается. А ведь катера еще плавают к загородной королевской резиденции и маленьким городкам , расположенным на многочисленных островах архипелага.
Все достопримечательности этого города не успеть увидеть за одно посещение. В этой поездке мы побывали в двух музеях: Васа и Скансен.
Музей Васа действительно впечатляет. Он посвящен кораблю "Васа", затонувшему в первый же свой рейс. А по прошествии 333 лет его подняли на поверхность и организовали туристический объект. В музее можно посмотреть фильм о судьбе корабля, осмотреть его макет, узнать об истории "Васа" с момента создания до поднятия на поверхность и даже услышать истории людей, погибших при крушении. Радует, что везде таблички с описанием того или иного экспоната на 3 языках. Не обошлось и без магазина с символикой корабля и одноименного ресторана.
Скансен √ музей шведского фольклора. Сюда очень часто водят школьников для изучения истории. Здесь воспроизведены дома старинной постройки, мельницы, церкви, прудики; есть целый городок мастеров √ булочники, стеклодувы, ремесленники - прямо на глазах изготавливают изделия (их, конечно, можно приобрести). Тут же жители в традиционных костюмах развлекают туристов.
Полезная информация по музеям: В Скансене в течение мая после 17:00 вход всего 40 SEK вместо обычных 90. В музей Северной культуры бесплатный вход каждую среду с 16:00 до 20:00, а в Технический музей √ с 17:00 до 20:00 (скидки действуют до конца мая, когда в Стокгольме начнется высокий сезон)
Неплохой вариант √ это пиццерии и кебабные. Еда там вкусная, порции огромные и цены приемлемые. Одно блюдо обходится в 7-9 евро. Во многих таких заведениях в определенные часы есть так называемый "комплекс" - за те же деньги, на которые обычно покупается одно блюдо, вы можете заказать его же плюс напиток. Внимательно смотрите меню. И в Швеции, и в Финляндии в таких заведениях можно бесплатно брать разные добавки к основному блюду √ оливки, салаты┘
Подведем итог: поездка на 8 дней.
Бюджет поездки(на 1 человека):
Билет Спб- Хельсинки 2750 руб (62,5 евро)
Гостиница в Хельсинки (двухместный номер) 79 х 3 /2=118,5 евро
Паром в Свеаборг 3,8 евро
Поездка в Тампере и обратно 28 х 2 = 56 евро
Поезд до Турку 23 евро
Паром Турку-Стокгольм 32/2= евро (за двухместную каюту)
Музеи 9,5 +4 = 13,5 евро
Гостиница в Стокгольме 2 х 99,5/2=99,5 евро (за двухместный номер)
Круиз по каналам Стокгольма 19 евро
Паром Стокгольм-Хельсинки 54/2=27 евро (за двухместную каюту)
Еда на одного 15 х 8 = 120 евро
Сувениры (по желанию)
Билет Хельсинки-Москва 4210 руб. (96 евро)
Итого: 670,8 евро
* Основную трату составляет здесь гостиница. Этот подсчет сделан ихсодя из того,что вы проживаете в 2-местном номере и делите его стоимость на двоих. Это будет дешевле, чем снимать одноместный номер (тогда каждый потратил бы целых 769,8 евро).
Удачных путешествий!