Отчеты → Путешествие на Ближний Восток. Часть первая. Иордания

Дата поездки: май 2009
Рейтинг: 0 мне понравилось
Добавить в закладки

Представляю отчёт о полуторамесячном одиночном (почти) бэкпекерском путешествии по Иордании, Сирии и Ливану, совершенном в мае-июне 2009 г. Бюджет поездки (без авиабилетов) составил около 40 тысяч рублей. Отчёт разделён на три части, по количеству стран. Подробно о достопримечательностях можно прочитать в путеводителях, я же расскажу о своих впечатлениях и дам некоторые советы.

В начале, общая часть - попадание на Ближний Восток. Летают: "Аэрофлот" в Дамаск и Бейрут, "Ройял Джорданиан" в Амман, "Сириан Айр" в Дамаск, есть ещё дорогие чартеры "Трансаэро" в Акабу. Выбрал наиболее бюджетный и удобный (для меня) вариант - "Аэрофлотом" в Дамаск.

Теперь о Иордании.

Мой маршрут по Иордании занял две недели и выглядел так: Амман - Мадаба (с горой Небо и Вади Хараром) - по Королевскому шоссе через Вади Муджиб в Карак - через Тафилу и Маан в Вади Мусу (Петра, оттуда съездил в Шобак) - Вади Рам - Акаба - Ирбид (с Джерашем, Гадарой, Пеллой).

С путеводителями проблем нет - пользовался "Лонли Плэнэтом" и "Раф Гайдом", оба 2006 года, оба неплохие, без серьёзных ошибок. По результатам полевых испытаний предпочтение отдаю "ЛП". Конечно, у "Рафа" гораздо информативнее текст, но "ЛП" более практичен и карты в нём точнее.

Погода. В период поездки стояла в районе +30╟С, облака появлялись два раза, днём было тяжеловато, так что не забывайте про головной убор и запасы питьевой воды, особенно в Петре.

С мобильной связью, банкоматами и Интернетом проблем нет. Иордания вообще самая "мобилизированная" страна из всех посещённых. Мобильник подключал к "Зэйну", роуминг работает нормально даже в России. Активен и главный конкурент "Зэйна" - "Орандж".

Туда ехал сервиз-такси с дамасской Сомарии на амманскую Абдали 4-ре часа, обратно - с Амманской автостанции Ирбида на Сомарию около 3-х часов. Виза без каких-либо проблем получается на границе, стоит 10 иорданских динаров, причём на погранпереходе есть даже банкомат Банка Иордании. При отбытии надо заплатить выездной налог в 5 динаров, без проблем можно и обменять оставшиеся динары на доллары или сирийские фунты.

Амман. Большой и грязный (даже по ближневосточным меркам) город с ужасным рельефом. Смотря, как дедок с пакетом лепёшек одолевает крутейший тягун, становится жалко местных жителей. Ничего особо исторического в столице Иордании нет, но для первого знакомства с ближневосточной жизнью вполне подойдёт. Бюджетные отели сконцентрированы в даунтауне - идти с Абдали вниз по улице короля Хусейна к самой старой в городе мечети Хусейни. Тут же есть неплохие арабские ресторанчики, а на углу рядом с мечетью - замечательные фрэши. Что же можно посмотреть в Аммане? Во-первых, хорошо отреставрированный большой римский театр с парой музейчиков по бокам. Во-вторых, цитадель, где есть неплохой музей ("выставка достижений иорданской археологии", в т.ч. Кумранские свитки) и много разных руин, в т.ч. храм Геркулеса. Так же там недавно восстановили (точнее заново отстроили) симпатичный омейядский дворец. А вообще, привыкайте - Иордания очень активно (правда аляповато) строит свой прошлое. Пройдёт лет 10-ть и вся Иордания будет покрыта свежепостроенными замками, дворцами, храмами. Надеюсь, Содом с Гоморрой они всё же восстанавливать не будут:) Кроме этих двух вещей, в Аммане можно посмотреть ещё несколько музеев и мечетей. Особенно советую мечеть Абу-Дервиш на вершине Джебель-Ашрафии, оттуда открываются и лучшие панорамы города. Мадаба. Достигается маршрутками и сервиз-такси с амманской автостанции Рагхадан. Милый провинциальный город, который очень рекомендую для проживания. Здесь есть масса хороших и недорогих арабских семейных отельчиков, отсюда же можно заказать поездки по окрестностям (Мёртвое море, Вади Харар, дворцы пустыни и др.), причём это выйдет дешевле, чем из Аммана. Сама Мадаба активно строится, по окраинам напоминая уже какую-то амманскую "Рублёвку". Город после Аммана поражает чистотой - в исторической части лично наблюдал, как моют улицы с мылом. Неплохие арабские ресторанчики и закусочные. И масса исторических достопримечательностей в городе и его окрестностях. Из городских обязательны для посещения три места: действующая православная церковь Св.Георгия с мозаикой-картой, Археологический парк с различными руинами, мозаиками и частью римской дороги, и реставрируемая церковь Апостолов очень интересной формы и с замечательнейшими мозаиками. Из окрестностей есть гора Небо и место крещения (Вади Харар). Лучше уж я ничего про них говорить не буду:) Кстати, Иерусалима с горы Небо в это время года не видать.

Королевское шоссе (или в отечественной востоковедческой традиции - Царский путь). Самая известная дорога Иордании, проходящая по замечательным местам. Брал такси из Мадабы в Карак, а участки Карак-Тафила и Шобак-Вади Муса преодолевал на маршрутках. Грандиозный каньон Вади Муджиб - потрясающее зрелище и одно из трёх мест в Иордании, которое обязательно стоит посетить. Вади Хаса после него не так впечатлила. Ещё на этом пути есть Дана, которую очень хвалили парни с автостанции Маана ("вэри бьютефул"), но лично я там не был.

Карак. Симпатичный горный городок с крутыми улочками, над которым возвышается замок крестоносцев. Довольно любопытно походить, посмотреть, полазить по туннелям. Есть и скромный музейчик, где стоит отметить погребение из Баб-эд-Дры (возможного Содома). Ну и виды с замка соответствующие. Кстати, подивился раздолбайству иорданцев - целые участки крепостной стены ничем не огорожены. Вот такой получается прямой путь на Каракскую автостанцию, расположенную в нескольких сотнях метров ниже, под горой:) Жил в "Тауэр Хотел" в сотне метров от входа в замок, из окон - шикарный вид на Вади Карак, нормальные едальные места - внизу, у статуи Саладдина. А если по этой же улице пройти чуть дальше, то можно набрести на симпатичную греко-православную церквушку, сильно напомнившую русскую деревенскую церковь.

Шобак. Небольшой городок в одну улицу на Королевском шоссе. Достигается маршрутками из Петры или Маана. Рядом с ним есть ещё один замок крестоносцев, так же гордо возвышающийся над вади. Сложенный из белого мелового камня, он пребывает в сильно разрушенном состоянии и снаружи выглядит гораздо внушительнее, чем изнутри. Но побродить по руинам в одиночестве (а не в окружении толп туристов, как в Караке) интересно. Главное развлечение - спуск по истёртым ступенькам секретного туннеля, по которому крестоносцы доставляли в замок воду. Не забудьте фонарик с набором запасных батареек, и спускайтесь очень осторожно - ступеньки никто не реставрировал лет 900-ть:) У меня неспешный спуск занял полчаса, тоннель выводит к основанию замковой горы, к самой дороге.

Вади Муса. Туристический городок над Петрой, со своими плюсами и минусами. Плюсы - обширное гостиничное хозяйство, где каждый может найти подходящее для себя. Минусы - туристические цены в местных заведениях. И чем ближе к Петре, тем дороже. Теперь о Петре - месте ╧ 1, обязательном к посещению в Иордании. Уникальные набатейские сооружения в скалах, неплохой античный город, церковь с интересной мозаикой (хорошо заметна по белой крыше навеса) и великолепные пейзажи. Минусы - бедуины, подстерегающие белого человека в любом месте, где он может появится, чтобы попытаться всучить ему "такси", открытки, украшения и т.п. Цены ниже одного динара им неведомы. Пара советов - на основных трассах внимательно смотрите под ноги, чтобы не вляпаться в ослиный, конский или верблюжий навоз, особенно в сике, его пару раз в день убирают, но движение там интенсивное. И на этих же трассах старайтесь прижиматься к скалам при прохождении "такси" - лично наблюдал, как на тропе к Монастырю неуправляемый ишак чуть не свалил с тропы поднимавшегося американца. Ещё бедуины под вечер любят устраивать скачки на ишаках по сику. Ишачьи вопли - пожалуй главный звук Петры. Но ишаков можно только пожалеть - трудятся до изнеможения, а чуть что - увесистым каменюкой со всей дури по башке (опять же, лично наблюдал).

Исходя из собственного опыта, могу посоветовать такую программу по Петре. Взять трёхдневный билет, вставать пораньше - быть у сика часам к 7-ми. В первый день проходите по основной тропе через сик, античный город и до Монастыря, обязательно стоит слазить на окружающие лукауты с замечательными видами на окрестности. Затем возвращаетесь в центр Петры, отдыхаете, осматриваете античный город, а после обеда - подъём к Высокому Жертвеннику, ступеньки хорошо заметны перед римским театром. На второй день проходите по Вади Муслим - это вади ведёт от дамбы, там где вывеска "не ходить без гида". В общем, не очень сложный поход по красивому вади, заросшему шикарными цветущими олеандрами, в нескольких местах придёться осторожно слазить с каменных порогов, на развилке идёте налево, перепрыгивая по камням лужи. После выхода из вади идёте к центру Петры, вдоль гробниц. За гробницей Секста Фронтиния - ступеньки вверх, это подъём к виду сверху на Казну. Поднимаетесь, разумеется. Затем осматриваете в центре Петры то, что ещё не осмотрели, а после обеда - поход на Умм-аль-Бьяру. Поднимаетесь из центра Петры к Амуд Фараун и идёте по дороге до соответствующего указателя, от него вдоль водопровода (современного). Пока не увидите каменные туры, указывающие начало ступенек. Дальше всё просто - поднимаетесь по ступенькам, которых правда больше, чем во всех трёх предыдущих хайках вместе взятых. В итоге оказываетесь на вершине горы, возвышающейся над центром Петры. Лучшие виды - именно отсюда. На третий день можно посоветовать, если силы остались, сходить на Джебель-Харун или в Сабру. У меня на это сил уже не хватило, так что просто погулял по сику и центру Петры. Вади Рам. Третье и последнее место, обязательное к посещению в Иордании. Величественные скалы и пустыня. Лично я провёл там всего несколько часов, но советую приезжать минимум на сутки. Из Вади Мусы достигается шестичасовой маршруткой - спросите о ней в своём отеле. И не ленитесь - так называемые "туры в Вади Рам", предлагаемые некоторыми отелями в Вади Мусе - известная разводка. На месте без проблем можно выбрать соответствующий тур - джиповый или верблюжий, или просто самому походить пешком. Обратно - несколько раз в день ходит маршрутка в Акабу.

Акаба. Туристический и промышленный центр на берегу Красного моря, особая экономическая зона, отделённая от остальной Иордании полноценной таможней. Опять нет проблем с туристической инфраструктурой и отелями, хотя местами встречается и "эффект Вади Мусы" с завышением цен. Современный город широких проспектов. Только вот купаться в самом городе не советую - вид стоящих на рейде контейнеровозов вызывал у меня ассоциации с Новороссийским портом. Для купания лучше съездить на пляжи к югу от города - маршрутка туда ходит от флага. Городской же пляж стоит использовать для наблюдения того, как заходит солнце и на том берегу загораются огни Эйлата. Ну, можно и прогуляться по морю на лодках-"глассботах". Из неморских достопримечательностей в Акабе есть руины древней Айлы и небольшой мамлюкский форт - ни то, ни другое осмотра не заслуживает.

Из Акабы ходят комфортабельные автобусы с проводницами в Амман и Ирбид по Пустынному шоссе. Я ехал в Ирбид - пять часов через всю страну.

Ирбид. Современный город широких прямых улиц, начисто лишённый исторических достопримечательностей, но обладающий лучшими в стране музеями при Ярмукском университете. И очень удобный для жизни. Я останавливался в симпатичном арабском отельчике "Аль-Амин Аль-Кебир" у часовой башни и использовал город как базу для поездок по окрестностям. У Ирбида целых три автостанции: с северной ездил в Умм-Кэйс, с западной - в Пеллу, с южной - в Джераш. При поездках на север и запад не забывайте паспорт - там проверяют документы на армейских блокпостах.

Умм-Кэйс горячо рекомендую, причём ехать надо с ночёвкой. В этой милой деревушке в одну улицу есть не только отельчик, но даже Интернет-кафе. А та самая главная улица плавно переходит в длиннющий, не меньше пары километров, декуман античной Гадары. Руины однозначно стоят осмотра и пока не сильно тронуты иорданскими "реставраторами". А главное, ради чего собственно и стоит заночевать в Умм-Кэйсе - вечерние и утренние виды долины Ярмука, Тивериадского озера и Голанских высот. Пеллу рекомендовать не буду - руины довольно заурядны, к тому же часть территории занято под какой-то совместный иордано-японский ирригационный проект. Хотя отсюда и лучшие виды Иорданской долины.

Наконец, Джераш. Судя по цене билета, достопримечательность ╧ 2 в Иордании. Образец древнеримского провинциального города, посмотреть стоит, пару часов побродить по руинам, лавируя среди разноязыких тургрупп.

В заключении, общая оценка Иордании. Страна достаточно консервативна, ночные азаны могут быть реальной проблемой, и в то же время страна достаточно современная. Люди дружелюбны и отзывчивы, как везде на арабском Востоке. По ценам - раза в два дороже, чем в Сирии, но жить вполне можно.

Рейтинг: 0 мне понравилось

Написать комментарий:

Есть чем поделиться?

Добавь свой отчет о поездке