Выезжали на автомобиле из Ульцина (самый южный город в Черногории на побережье). Изначально собирались ехать через Подгорицу на Шкодер, но в одном из путеводителей увидел прямую дорогу из Ульцина в Шкодер.
Спросил у местных - сказали что дорога хорошая, можно ехать без проблем, но лучше вообще туда ехать не надо. Глядя на мою решительность посоветовали как минимум не бросать машину, так как с чужими номерами новую машину могут быстро угнать. В соседних с нами апартаментах жили поляки, спросил, не были ли они в Албании. Оказалось, что были. Подтвердили, что дорога из Ульциня хорошая, а вот дорога из Подгорицы до Шкодера очень плохая.
Так же предупредили, что при въезде в Шкодер есть мост с односторонним движением, то есть ехать можно только в одну сторону, а с другой стороны ждут когда закончится поток и только после этого начинают двигаться в другую сторону. Так вот, рекомендовали чтобы в этот момент, пока стоишь ждешь своей очереди все двери и окна были закрыты, потому что там толпы детей которые лезут в машины и воруют все до чего дотянутся.
Выехали значит с утра по указателям на Vladimir. На юг из Ульциня всего 2 дороги - на Ада-Бояну и Владимир.
Очень быстро доехали до границы Черногория-Албания со стороны Черногории пограничный город колоритно называется Sukobin. Очередь на 3-4 машины, проверка паспортов и документов на машину и через 10 минут мы проходим пограничный контроль.
Так как четкой ясности о процедуре прохода албанской границы информации я не нашел, то заранее подготовился как мог, тем более люди делились информацией что кого-то не пустили на машине, кого-то только с группой, а кого-то вообще никак. Распечатал с сайта МИД Албании страничку о визовом режиме любезно предоставленную в
Со стороны Албании пограничный город называется Muriqan. Проехав этот городок и еще километров 10 начал сильно подозревать, что албанского контроля не будет. Так и оказалось - пограничный контроль Черногория-Албания это объединенный пункт.
То? что на дорогах очень много мерседесов - чистая правда. Не 90 и не 100% конечно, но много.
От развалюх до турбированных компрессоров и прочих с ними за много денег. Особенно в Тиране. Но в процентном соотношении не Москва конечно.
На дорогах встречаются гаишники. Мне один раз мигнули перед засадой с радаром, очень кстати. Но удивило что из 10-ти машин мигнула только одна.
Или у них это не принято, или возможно суровые санкции за это, или номера мои им не понравились (хорватские) с наклейкой (RUS) - ( правда как это все издалека в движении можно рассмотреть?) - не знаю одним словом, но факт в том, что предупреждают не очень активно мягко говоря.
От бордер-контроля до Шкодера - всего 30 км, от Шкодера до Тираны еще 100.
Дорога по российским меркам нормальная, ехать можно, во многих местах ремонт расширяют дорогу и делают 2-3 полосы в каждую сторону. Года через 2 думаю ездить будет намного приятнее.
Километров за 20-30 до Тираны есть дорожная развязка. По iGO надо уходить направо, доезжать до трассы на Дюррес и по ней уже ехать в Тирану. Но указатель показывает что надо ехать прямо. Поехал по указателю прямо, попал в самый центр. Кстати google уже знает эту дорогу, обнаружил это когда вернулся. Летом не знал.
Припарковаться в центре нереально. Навернув три круга вокруг центральной площади и округу обнаружил два места на стоянке такси. Припарковался там. Как только вышел из машины, мужики из газетного киоска стали активно объяснять мне на албанском, что я поставил машину на стоянку такси и так делать не надо и будет очень плохо. Потом один увидел на бампере наклейку RUS и сказал - а ну вы русские - вам можно, ОК короче. Не смотря на то, что нас предупреждали о вероятности угона машины, никто в ней оставаться не захотел. Бросили машину, пошли смотреть достопримечательности.
Посмотрели, пофотографировались, купили сувениры. Город шумный, все галдят, куда-то бегут, бросаются под колеса. Нагулявшись по центру решили потихоньку выбираться. К моему счастью машина через два часа все так же стояла на месте. Погрузились и по "дюррескому шоссе" двинулись в сторону прибрежного Дюрреса. Дорога Тирана-Дюррес построена итальянцами еще 30 лет назад и находится в прекраснейшем состоянии. 2 полосы в 2 направлениях с железобетонным разделителем. Бесплатная. Не смотря на то что в этот момент начался страшный ливень, я вваливал по ней 140-150 на своем маленьком шевроле авео, обгоняя ML-и и прочие компрессоры. До Дюресса всего 30 км.
Дюррес - это курорт для албанцев и итальянцев. Которых, я так понял, здесь очень любят. А также для косовских албанцев. Действительно как кто-то писал, реально встречаются надписи на стенах Kosova. Кафе и отели - Kosova, Prishtina и склонения с этими словами. Но агрессии я не видел, тревоги не испытывал. Летом однозначно здесь кипит бурная жизнь, может все совсем по-другому. Сентябрь там конечно уже совсем не сезон, все строения на пляже сворачиваются, людей практически нет. Но вода при этом гораздо теплее, чем в Черногории и Хорватии в это же время. Побродили немного по Дюрресу. Потусовались на пляже. Лично я хотел остаться здесь на день, но женщинам не очень там понравилось и вечером двинулись обратно в сторону Черногории.
На выезде из Дюрреса на шоссе непонятно зачем (закончился ремонт дороги) стоял знак 40 - я ехал не меньше 90 за что получил отмашку от гаишников. Начал уже останавливаться и подъезжать к ним на обочину - увидев мои хорватские номера, а вполне возможно наклейку RUS - оба не сговариваясь начали активно махать - проезжай, проезжай. Для себя сделал вывод, что наклейка опять помогла.
Дорога назад без проблем. Единственное могу предупредить еще о культуре вождения. Если в лоб по-встречке несется машина - это не значит что у водителя все под контролем и он однозначно успевает завершить маневр. скорее даже наоборот , просто надо притормозить и немного уйти в сторону обочины. Такие моменты - постоянны, в-принципе ничего страшного, просто надо иметь ввиду.
За всю поездку ни одного европейского номера, кроме итальянских не встретили, все остальные, кроме нас, похоже знают об Албании больше и туда не едут. Итальянских номеров много, и чувствуется что итальянцы очень агрессивно вваливают деньги в экономику Албании.
Все с очень большим интересом смотрели на нашу наклейку и людей внутри машины с фотоаппаратами и камерами, в глазах гаишников не раз читалось желание нас остановить только ради того чтобы пообщаться, благо представители правопорядка все-таки удерживали себя от этого.
На обратной дороге на вышеописанном мосту в Шкодере лично видели, как дети запрыгнули на подножку большой грузовой машины и через окно что-то вытащили и убежали от ошалевшего от неожиданности видимо неместного албанского водителя.
По-дороге с утра был сильный дождь и детей не было. От Шкодера до границы еще 30 км и в небольших населенных пунктах можно купить сувениры если забыл или решил что-то еще докупить.
Хинт для охотников за сувенирами, если нет желания ехать вглубь страны достаточно пересечь границу, углубиться на 5-10 км купить футболку с надписью Albania и быстро вернуться. Вполне себе безопасно, а дома рассказать уже все что угодно.
Переход в Черногорию тот же КПП и еще одна печать и еще 2 евро попросили.
Еще забыл - при въезде в Албанию мне на машину бумажку дали какую-то и в качестве водителя прописали совсем другого человека из нашей компании. Это к вопросу как тщательно сверяют людей в паспортах и в реальности. Сдал ее при возвращении.
Вот такой короткий трип в Албанию.
1) 99,9% албанцев не знают никакого другого языка кроме албанского - абсолютная правда. На побережье и в турбизнесе знают еще итальянский.
2) засилье косовских албанцев - не заметил
3) ездят не очень безопасно - но вполне себе допустимо и порой даже очень привычно.
4) хорошо относятся к русским - правда, хотя безумной радости в глазах как у арабов не видел, но как минимум ни разу не агрессивно это точно. наклейки RUS как минимум не повредили, а пару раз однозначно помогли
5) Тирана обязательно к посещению - на мой взгляд нет
6) Дюррес обязателен к посещению - если поваляться на несколько дней, то вполне можно, как минимум необычно. При возможности я бы провел там времени побольше.