Отчеты → Отчёт о путешествии на Сейдъявр

Дата поездки: сентябрь 2008
Рейтинг: 0 мне понравилось

Это отчёт о моём путешествии в сентябре 2008 года на легендарное шаманское озеро Сейдъявр в самое сердце Кольского полуострова, а точнее, наверное, к самому Духу Кольской Земли. Целый год понадобился, чтобы осмыслить всё случившееся и наконец-то разродиться давно обещанным себе отчетом. Ну что ж, говорят, обещанного три года ждут, а тут всего то год. Хотя думаю, что буду вспоминать эту поездку всю жизнь.

Историческая справка

Сейдозеро (саам. Сейдъявврь) - озеро в Ловозерских тундрах на Кольском полуострове. Сейд в переводе с саамского означает священный. Озеро расположено на высоте 189 м над уровнем моря. Длина Сейдозера 8 км, ширина от 1,5 до 2,5 км. В озеро впадает горная река Эльморайок, вытекает река Сейдъяврйок, которая несёт свои воды в Ловозеро. Одно из предполагаемых мест существования гиперборейской цивилизации.

Вот такие сухие строчки можно прочесть в Википедии. В сети можно найти и массу других более пространных и интересных материалов об этом месте. Дальше я буду рассказывать только то, что видел сам или слушал от живых людей.

Исходное положение:

Я - 1 шт;
Toyota Land Cruiser Prado - 1 шт;
непреодолимое желание срочно именно сейчас отправиться на Сейдъявр - немеряно.

Разминка: Москва - Ярославль - Вологда - Петрозаводск - Мончегорск - Ревда

Так выглядел наш путь на Кольский полуостров проделанный на колесах. Но вначале немного о сборах. Собственно сборов как таковых не было. Просто в самом начале сентября я, как всегда, ощутил жгучее желание: "ой что-то вот мне туда надо, и прямо сейчас".

Обзвон ближайших друзей положительного результата не дал. Все оказались ужасть как занятые и "вот здорово... но в другой раз". А я понимал что или сейчас или ... Про или думать не хотелось, поэтому крик был брошен в сеть, где вскоре был найден и не менее дикий, чем я, попутчик (кстати спасибо ему...). Одним словом, после короткой встречи в кафе накануне, к ночи мы покидали рюкзаки ко мне в багажник и в ночь выехали из Москвы.

Путешествие началось со знакомства с переславским ГИБДД. То ли в азарте начала пути, то ли по собственной глупости, я решил не ехать через Переславль насквозь, а решил объехать по окружной дороге. Дорога оказалась, мало того, что длиннее, чем через центр, так еще и совершенно без освещения и разметки. В результате после непродолжительной погони за мной с мигалками и сиреной, местные эцелопы остались удовлетворенными 8 тысячами русских кэ-це (торг начался с 15). Понять людей можно, черный тонированный джип с московскими номерами на неосвещенной провинциальной дороге, это просто подарок судьбы... Нападение ночных татей, существенно пошатнуло мой и так скромный бюджет на поездку, но мысль о возвращении была отметена сразу. Сейчас я думаю, что это была дань, за право добраться к Священному озеру. Так что: "Храни Господи ГИБДД".

Торопиться больше не хотелось и тем более нарушать. Поэтому ночевали аж три раза. Первый раз под Вологдой. Второй в Петрозаводске, где я утром чуть было, не сцепился с представителем местной популяции гопников обыкновенных. Третий раз уже под Мончегорском на берегу красавицы Имандры. Кстати для справки: Имандра это не имя, не название как все привыкли думать. Имандрой саамы называли любые озера слитые проливами в целую сеть озер. Просто нынешняя Имандра самая крупная из них на полуострове и поэтому изначальное определение закрепилось за ним как имя собственное.

Место для ночевки искали уже в ночи. И только утром я обнаружил, что в процессе маневров проехал прямо по песчаному берегу наполовину корпуса в воде. Порадовался проходимости своего коня. Трудно передать те ощущения, которые посещают утром на берегу северного озера в самый разгар осени. Желтое - красное - зеленое - серое- голубое обжигающе холодное торжество красоты расстилалось всюду. И это низкое небо, о котором я, наверное, еще ни раз напишу, уронившее себя в зеркало озера, наполненного кажется совсем не водой. Здесь в центральной полосе вода никогда не бывает такой спокойной, словно погруженной в самую глубокую медитацию.

Завтрак из черники и брусники залитой сгущенкой и чай из чистейшей озерной воды и мы снова в седле. До конечного пункта автомобильного маршрута, поселка-города Ревда, осталось 100 км.

В Ревду мы приехали незадолго до обеда. Город интересен, пожалуй только тем, что с момента как ты в него въехал, не покидает дежавю, что ты это где-то видел. Чем дальше, тем ощущение становится сильнее. Конечной точкой нашего автомобильного маршрута, оказалась проходная какого-то полузаброшенного горно-перерабатывающего завода. Здесь мы оставляем машину, рядом с еще 3-4 видимо такими же путешественниками. Переодеваемся, рюкзак на спину и вперед. На проходной нас спросили куда мы (хотя вариантов собственно нет) и когда собираемся обратно (видимо с мотивом, когда вас господа столичные начинать искать). И вот Путь открыт.

Асана первая: Завод имени Тарковского - подъем по ущелью "сиреневых камней" - плато пагод - Золотой Лес Лориена - не дошли - "озеро которого нет"

Как только мы вступили на территорию завода, я сразу же вспомнил что мне всё это напоминает - Сталкер... Никаких сомнений. Заброшенные по виду, но еще хранящие в себе какую-то странную жизнь корпуса завода. Поржавевшие остовы металлоконструкций. Осыпавшаяся штукатурка, обнажившая то тут, то там красный кирпич. Я совсем бы не удивился, если бы из цеха вдруг вышло бы какое-нибудь диковинное существо в стиле Миядзаки. Ощущение нереальности происходящего просто висело в воздухе. Апофеозом этой фантасмагории стали... вы не поверите... остатки одноколейной железной дороги. Просто восторг! Как часто я буду повторять это слово, пока слова не кончатся совсем.

Завод кончился как-то сам по себе. Не было ни забора, ни ограждения, просто мы перешагнули через рельсы, которыми, судя по всему, уже не пользовались лет 20 как минимум и вступили во владения следующего чуда.

От Ревды до Сейдозера по карте по прямой километров 8, не больше. Тропа начинается от завода идет по ущелью к перевалу и потом вдоль русла Эльморайок выходит прямо к западному окончанию Сейдъявр. В Москве я прикидывал, что это не может быть больше чем 15 километров, и по этому разумно полагал, что если мы, вышли в обед, то до ночи обязательно будем на месте. Как же я ошибался...

Справа и слева от нас на высоту метров так 60 взметнулись серые скалы, упирающиеся в ровно в тучи низкого северного неба. Тропа шла сначала прямо, но чем выше мы поднимались, тем извилистей она становилась. Несколько раз мы переправлялись через ручей. Через некоторое время мы стали замечать, что цвет у здешних камней очень странный. Смотришь на них прямо вроде серый базальт и ничего интересного. А отведешь взгляд в сторону и, кажется будто камни сиреневые. Кстати на фотографиях эффект на удивление сохранился.

Потом тропа кончилась. То есть она не кончилась, но тропой назвать её было уже сложно, потому что перед нами лежал натуральный завал из нагромождения камней самого разного размера. Причем края ущелья приблизились и некоторые из этих огромных глыб явно еще не так давно располагались на этих самых краях на высоте в десятки метров. Глядя на это, становилось как-то очень не уютно. А, кроме того, с того момента как мы вступили в ущелье нас постоянно не покидало ощущение "взгляда в спину", хотя, разумеется, кроме нас там никого не было.

А потом нам начали встречаться люди, то одинокие путники, то парами или небольшими группами. Было воскресенье, и получалось, что мы шли к озеру, а все оттуда возвращались. Так странно. Когда в Москве окунаешься, каждый день в море людей, то перестаешь замечать их вовсе. Они есть, а вроде, как и нет. Как там у классика: "Людей много, человека нет". Здесь все было иначе. Каждый встреченный человек казался последним в этой жизни, так как будто мы встретились не на Земле, а где-нибудь на Марсе. Некоторые персонажи были особенно удивительны. Например, средних лет петербуржец, одетый, если не откровенно бомжёво, то уж точно в сильно поношенные вещи, со странными видом рюкзаком и котомкой перевязанной поперек груди. Обросший, он представлял из себя очень чудное зрелище. Мы поздоровались, как и во всех других случаях. Сначала разговор был осторожный. Выяснилось что человек здесь уже больше недели, так вот просто ходит по горам и ночует под звездами совсем один, и уже не первый раз. Потом, когда мы были видимо, признаны за своих, он разоткровенничался. "Когда придете на озеро, оставьте подношение Хозяину, если он захочет, то вы Его увидите", - было сказано нам на прощание. И мы полезли дальше по холодным камням. Когда мы вылезли на плато, то отменно взмокли. Открывшийся нам лунный пейзаж продувался всеми северными ветрами. Если бы мы двигались чуть медленнее, то однозначно околели бы. Еще на подъеме нас предупредили, что бы мы обязательно шли по "маячкам" и держались левее. Поднявшись, мы поняли ценность данного совета. Тропа не просто виляла из стороны в сторону, она регулярно пропадала в камнях, и находясь всего в нескольких шагах от нее, найти ее было совершенно не возможно. И если бы не "маячки" больше похожие на миниатюрные пагоды стоящие то тут то там по всему перевалу, то мы однозначно бы сбились с тропы и потратили бы на путь в два разу больше. К чему это могло привести станет понятно позже.

Через пару часов пути впереди появилось то, что заставило нас забыть о привале и ускорить шаг, не смотря на подкрадывающуюся усталость. Внизу в долине рос настоящий "Золотой Лес". Это было так фантастично, что трудно было поверить в то, что это не мираж. Посреди серых скал и серого неба был разлит ярко-ярко желтый огонь. Не знаю, видел ли это место режиссер "Властелина Колец", но срисовано было точно оттуда. Разве что, когда мы спустились в долину, деревья там были прямо скажем не великанского роста. Но для заполярья это был действительно крупный лес. Говорят, что это объясняется тем, что долина Сейдъявр практически со всех сторон окружена горами и здесь особенный микроклимат. Говорят, что некоторые растения встречаются только здесь. А может быть есть тому и другие причины. Но лес был прекрасен. Лес был не просто золотой, он был местами еще зеленый, иногда красный, причем такого красного у нас тут не встретишь. А справа от нас журчала речка с совершенно эльфиским названием Эльморайок. Мы шли, шли и шли... Прошло уже приличное количество времени и начинало темнеть. По всем расчетам мы уже должны были быть у озера, но его не было. Я отлично помнил по карте, что стена идущая слева от нас должна резко повернуть влево, и мы должны оказаться у озера. Наступила ночь, а озеро просто пропало. Вокруг был всё тот же, казалось уже бескрайний лес. Лес смотрел на нас волочащих ноги и рюкзаки, но упрямо идущих вперед, и казалось смеялся над нами, мол ну-ну давайте, путешественнички... После очередного спуска и подъема, стало ясно что силы кончились. Коленки дрожали, пот лился ручьем, организм кричал sos. Решили, что искушать судьбу больше не будем останавливаемся на ночевку прямо тут возле тропы. Справа в темноте виднелось небольшое озерцо - значит, есть вода. Попытался развести костер. Ничего не вышло. Сухостоя нигде не было, а спиленная осинка без керосина соответственно не горела. Измучившись в конец, из последних сил была поставлена палатка, и мы упали, в чем были засунув себя в спальники. Какая это была ошибка!!! Промокшая насквозь одежда сохла прямо на нас, а температура была ниже ноля. Лязг зубов был слышен, наверное, далеко от палатки. К рассвету, так толком и не заснув, протрясясь всю ночь и поняв безнадежность ситуации, решили вставать. Тушка ужасно болела, ноги, руки, плечи, спина невыносимо ныли. Каждое движение давалось просто с надрывом. Кое-как развели подобие костра. Я пошел за водой. Когда я вышел к озерцу, то просто замер от увиденного. С той красотой, которая была вокруг мы как-то уже начинали свыкаться, но озеро... вода в нем была такой чистоты, что казалось что её и нет совсем, а тоненькая корочка льда просто висит в воздухе. Боже, какая это была вода! Конечно, от нее сводило зубы, но вкус невозможно передать. Умывшись этим волшебством, мы смастерили чай и даже что-то приготовили поесть. Как ни странно сильно есть вроде и не хотелось. Было обнаружено, что оставленное перед сном подношение съедено вчистую и даже крошек не осталось. Хотя все были уверенны, что ночью возле палатки никто не ходил (спать то мы все ровно не спали). Выглянуло солнце и вдруг оказалось, что невыносимая усталость куда-то делась. Мы собрались и двинулись в путь, с твердым намереньем дойти до озера, где бы оно не находилось.

Асана вторая: Сейдъявр - Куйва - лунная дорожка

Выяснилось, что до берега мы не дошли ночью, каких то 100-200 метров. Стало понятно, что дело не только в неопытности. Можно было предположить что тропа в горах петляющая из стороны в строну окажется в отличие от карты не 8 километров, а все 18. Но дело было в другом. Нас проверяли. Эта удивительная страна смотрела на нас и хотела знать, сколько мы готовы заплатить, что бы быть удостоенными свидания. Видимо предложенная нами цена оказалась принята. Мы вышли к прекрасной поляне, на которой был отлично оборудованный бивак с очагом и бревнами по периметру и свежевыстланная дранка под палатку. Расположившись и избавившись от рюкзаков, мы пошли наконец-то к озеру. Вид на Сейдъявр с его западной оконечности удивителен. Справа и слева на сто и больше метровую высоту вздымаются древнейшие в Европе горы. Конечно это не величественный Кавказ и тем более не Гималаи, но та древность, которая исходила от них вызывала глубочайшее уважение. А прямо перед нами лежало озеро. Ветра почти не было. Стояла звенящая тишина. Лишь журчание Эльморайок и редких пичуг, шелест листвы и легкие-легкие всплески воды у берега. И вокруг на десятки километров никого кроме нас. Хотя Взгляд никуда не исчез. За нами по-прежнему наблюдали. Сопки, тянущиеся вдоль берегов озера, у дальней восточной его оконечности расходились в стороны, оставляя место для маленького кусочка горизонта. Где-то там начиналось Ловозеро - большой брат Сейда. Но видно его с нашего места не было и возникало ощущение, что это Портал в другой мир, это Край Земли за которым начинается что-то совершенно неведомое. Ощущение это усиливалось низкими облаками, практически лежащими на сопках. Насладившись зрелищем, мы решили найти Куйву. Я читал о нем, что это гигантское изображение чёрного силуэта на скале у западного края озера. Отчасти так это и оказалось. Но сказать, что это просто изображение было нельзя. Как только мы увидели его, стало ясно, что просто природа это создать не могла. На человеческую фигуру это походило очень отдаленно, но это определенно было Существо, размер которого поражал (метров 70 в высоту). Странник, которого мы встретили на перевале рассказал нам, что местные шаманы рассказывают, что, мол, в незапамятные времена была у озера битва шамана местного и как водится "доброго" и чужого шамана, соответственно "злого". Могущества им, судя по всему было не занимать. Рассказывают, что оба метали друг в друга целыми горами, и творилось тут что-то сродни ядерной войне. Но, как и следовало предположить "добрый" победил, размазав соперника по скале. Представить себе битву семидесяти метровых существ "уж не знаю в кого они там превращались", было жутковато. Но мы решили все же подняться к самому подножию скалы. Сделать это было не очень просто. Большие обломки скал и валуны внизу с подъемом наверх сменялись на более мелкие и уже у подножия подниматься стало совсем трудно, потому что камни сыпались под ногами норовя увлечь с собой вниз. Забравшись метров на 40 по насыпи, мы уселись у ног древнейшего мемориала превосходству добра над злом. Нам открылся вид на всё озеро и прилегающие территории. Мы увидели и весь свой вчерашний путь с перевала и до самого озера. Увидели озерцо, у которого ночевали, весь Сейдъявр и за перешейком кусочек Ловозера и начинающиеся за ним бескрайней тундры. Погода была просто подарок. Весь этот день нас не покидало ощущение, что нам рады. Действительно такая погода на Коле в середине сентября огромная редкость. Спустившись вниз мы нашли "посох шамана" с которым, конечно же, сфотографировались. Палка была весьма забавная и оставленная у камня явно намеренно. Еще мы видели остатки какой-то совсем древней постройки, не то землянки, не то чего-то еще. Поев и отдохнув, решили, что времени на обход озера и похода к самим сейдам у нас все же нет. Так что решено было ночевать и утром отправляться в обратный путь.

Ночью у нас случилось новое незабываемое приключение. Уже в ночи, поужинав и сидя у костра, я услышал, что меня зовут с берега. Выйдя туда, я увидел стоящую как вкопанную Анку, а перед ней такое, что и сам замер тут же. Тучи рассеялись, обнажив звездное небо. А над сопками на другой стороне озера взошла Луна. Мало того, что это было самое настоящее полнолуние. От нас к противоположному берегу лежала на озере нереальная в своей красоте лунная дорожка. Нет, она не лежала, она двигалась жила миллиардами светлячков. Она манила и звала ступить на нее и пойти туда, на ту сторону, туда, где на том берегу поднималась Нунчёр и шаманское кладбище. Захлестнувший восторг невозможно описать. Мы стояли молча и смотрели, наверное, с тем же выражением лица, что у бандерлогов при виде Могучего Каа. И еще немного, наверное, мы бы тоже так же молча ступили бы на этот сверкающий Путь и больше бы никто никогда о нас не слышал. Разворачиваться и уходить было невыносимо тяжело. Наваждение не хотело нас отпускать. Мы то смеялись, то сидели молча у костра, думая, каждый, думая о своем.

Этой ночью мы учли ошибки предыдущей, и тепла стало чуть больше за счет одетого всего, что было сухого и теплого. И хотя летние спальники все ровно не спасали от холода, но стука зубов уже слышно не было. За то слышно было другое. Точнее говоря, мы не слышали ничего, просто чувствовалось, что вокруг палатки бесшумно ходят, смотрят, прислушиваются. Сначала стало немного страшновато, но потом я понял, что нам просто дали понять - аудиенция закончена, вы видели все, что вам было позволено в этот раз, видите себя хорошо и возможно в другой раз вы будете снова удостоены чести.

Асана третья: Лесники - "кааба" - перевал Кирит Унгол - Мордор

Утром оставленные на ночь подношения, как и в прошлый раз, исчезли бесследно. А вмести с ними несколько пакетиков риса, сушки и банка сгущенки. Хозяин был нами доволен. Вслед за ним, к нам пожаловало начальство уже сугубо материальное. На небольшой моторке к нашему берегу причалил местный лесник с помощником. Знакомство началось очень хмуро, как ни как мы вторглись на территорию природного заказника. Но потом в процессе разговора, выяснилось, что мы служили вместе на Северном Флоте и даже совсем по соседству, и атмосфера сразу потеплела. Лесник рассказал нам, какие кучи мусора он с помощником вывозит отсюда каждую зиму, про орков, которые валят целые деревья для своих костров, про браконьеров и другие свои большие и маленькие лесные беды. Когда мы спросили его про "хозяина" он улыбнулся и развел руками, мол чего только не рассказывают... Ну что ж может ему по службе положено хранить тайны.

Обратно было идти легче, мы уже знали путь, и нас уже никто не хотел проверять на выносливость и целеустремленность. Жаль, что пришлось идти довольно в бодром темпе, потому что чудеса продолжали подстерегать нас почти на каждом шагу. Например, совсем чуть-чуть удалось осмотреть огромный камень (метра 4 в высоту) лежащий на приличном расстоянии от ближайшей скалы. Камень был абсолютно черный, как Куйва, и на нем не было никакой даже мелкой растительности, что совсем не характерно для этих мест. Мы назвали его "кааба", отдали дань уважения и пошли дальше. Перешучиваясь, мы одолели подъем на перевал. Позади остались Волшебное озеро и Золотой лес. Преодолели "плато пагод" и вышли обратно в ущелье. Ущелье по аналогии с Властелином Колец было названо нами Кирит Унгол, потому что расположенный внизу завод уж очень подходил к декорациям Мордора. Спускаясь вниз, я вспомнил рассказ о том, что Святые места часто охраняются весьма неприветливыми стражами. Это сущая правда. И хотя ущелье провожало нас по-прежнему неприветливым взглядом, мы были счастливы. Счастливы, потому что каждый унес от Священного озера что-то, что было известно и понятно только ему самому. Мы заплатили физическими силами за Силу куда большую и важную.

Шавасана: заповедник социализма - туман на Имандре - здравствуй мир

Как только я снова оказался за рулем своего железного коня, в кожаном кресле с подогревом сиденья, я сразу почувствовал, как я устал и что я готов отдать полцарства за баню. В этом я был не одинок. В Ревде искать баню, мы не решились. Высокий забор с колючей проволокой не вызывал приятных впечатлений, хотя по по-прежнему навевал темы из Сталкера. Попытка найти тоже в Оленегорске, тоже не дала результата. И мы уже почти отчаялись, когда администратор гостиницы в Мончегорске согласилась пустить нас в душ для персонала. Боже, какая прелесть! Я не видел такого с армии. В маленьком помещенице олеином доисторическим кафелем потертом и местами расколотом, под самым потолком торчала тарелочка душа, а из стены торчали два вентиля не меньшей древности. Ну и конечно в углу изумительная и обязательная табуретка. Этот трогательный заповедник социализма подарил нам горячие струи воды и воспоминания нашей советской юности.

Последнюю ночь на Коле мы провели в том же месте где и перед восхождением. Утром Имандра предстала нам закутанной в шаль тумана. Желтые листья, гладь воды и проступающие сквозь туман контуры острова погружали в совершеннейшее состояние медитации. Мы съели еще раз по чашке брусники с черникой залитой сгущенкой. Все молчали. Я думал о том, что Шаманское озеро забрало у меня все мои обиды, и раны что кровоточили много лет, впервые затянулись. Я простил и меня простили. Я понял, почему так спешил сюда, когда мы ехали назад в Москву. Начинался новый этап в моей жизни, и нести в него свои старые обиды и боль было совершенно невозможно - это неизбежно привело бы к катастрофе. Сейд забрал у меня всю боль. Я был чист, пуст и открыт для всего нового.

Первое что я услышал, когда снова появилась связь, это то, что в мире кризис, а у меня будет сын.

Спасибо всем кто, так или иначе, был причастен к этому... не знаю, как это назвать...

PS За фото-отчётом дорогие мои пожалуйте сюда. Не хотелось портить вам воображение. Теперь можете сравнить с реальностью. Хотя это так же как пытаться составить впечатление о запахе розы по записям ботаника...

Рейтинг: 0 мне понравилось

• Автор:
  • mishka-po
    3 декабря 2009

Есть чем поделиться?

Добавь свой отчет о поездке