Отчеты → "Горная лирическая" - вариации на тему

Рейтинг: 0 мне понравилось

"Среди нехоженных дорог
Одна - моя! "

...нет, не Мир, - а меня и мою верную Симу (мой маленький велосипед для путешествий). Потрясли в буквальном и переносном смысле. Десять дней, которые не забыть...Десять дней на велосипеде по Украине, которые потрясли мою душу, остались в моем сердце... и изрядно протрясли мою Симу.

Кто был в Украине, тот знает: дорог там нет, если не считать двух - Киев-Борисполь и Киев-Чоп до Карпат (до Стрыя). Остальные в состоянии полной раздолбанности. Если и есть где-то асфальт, то это тот, что остался с советских времен, весь в ямах и кочках. В принципе, ездить по этим дорогам нельзя на велосипеде, если не хочешь получить его в виде запчастей. Но мы с Симой рискнули... "И пусть пройдет немалый срок - мне не забыть...".

Могилев-Подольский - начало путешествия. Сам по себе маленький городок, приграничный с Молдовой. Границу пересекают все, кому не лень. Мне не было лень, тем более что еще в поезде я узнала, что там, недалеко от Молдавского поселка Отаки (Атаки), есть живописные места по берегу Днестра, с монастырем. Действительно, берега Днестра очень красивы, монастырь - на горе над Днестром, желтый ковер осенней листвы покрыл дорожку к источнику и водопаду. Красиво!

Удивило пересечение границы Украина-Молдова: пограничники и с той, и с другой стороны практически не смотрят ни документы, ни что ты несешь с собой. Проход можно сказать свободный. Из Украины в Молдову несут на продажу огромное количество яблок. Из Молдовы в Украину... всё те же яблоки ! Удивительно! Такая вот миграция яблок из страны в страну. Далее наш с Симой путь был от Могилева-Подольского до скального монастыря тоже на высоком берегу Днестра. Дорога с крутыми подъемами и спусками, вся в колдобинах. Спускать Симу с тормозов опасно для жизни : скорость на спусках большая, и каждая колдобина как трамплин - однажды чуть-чуть отпустив торм. ручки, я чуть было не полетела впереди Симы... Так вот, подпрыгивая на ухабах, уворачиваясь от ям (практически бесполезные старания, так как увернувшись от одной - сразу же попадешь в другую), доехали мы до поворота на село, недалеко от которого монастырь. . Оставалось 5 км, но какие... - дорога уже не просто в колдобинах, и даже не грунтовка, а гораздо хуже : камни, уложенные ... не плоской поверхностью, а ребром ! (К сведению Н.Н. - вот как раз отсюда и был мой крик отчаяния в виде sms-ки Вам !). Всё, приехали : с Симочкой под ручку пошла 5 км своими ногами! Правда, непосредственно к монастырю, в гору, вела уже грунтовка, коей я была безмерно рада... Сам скальный монастырь показался мне очень знакомым - точно такой же я видела в Воронежской области, в Белогорье. Только этот не в мелу, а в известняке, но тоже белый, в белой скале.

Приятно удивило отношение ко мне : я ведь зашла в той спортивной одежде, в которой и приехала на велосипеде, - обычно это, мягко говоря, не приветствуется, тебя провожают за дверь ... - так сказать, для облачения в "подобающий вид". А здесь подошел священник:
- Я вижу Вы с дороги, путешествуете, раз в таком виде. Устали, наверное. Проходите после службы в трапезную, покушайте с нами...
- Большое спасибо! Приду.
Я была потрясена таким добрым и внимательным отношением... Не пришла, правда, из-за отсутствия времени (темнеет осенью рано), да и неудобно как-то...

Гостиница в Могилеве-П ... - да, неплохая, и недорогая, и название подходящее - "Турист". Но вода там в кране есть только тогда, когда никто другой, особенно этажом ниже, ею не пользуется... Да уж... Периодически так и хотелось спуститься на первый этаж и сказать : "Так, ребята, - если кто-нибудь в ближайшие 10-15 минут откроет... нет не рот! - а кран с водой... - получит пулю незамедлительно !..

Дальше наш путь был в Каменец-Подольский. В этот сказочный город-крепость я приезжаю практически ежегодно. Насколько он своеобразен своей неповторимой средневековой древней архитектурой, живописными берегами реки Смотрич, природой вокруг - словами не рассказать, это надо увидеть самому (обязательно увидеть - другого так хорошо сохранившегося города нет). Маленький и удивительный Каменец-Подольский завораживает... Оттого я и стремлюсь сюда каждый год. И всё тот же автор брошюр по К-П и окрестностям, который несколько лет назад подписывал нам с сыном свои путеводители, - всё на том же месте : у восхитительного своею древней красотой римско-католического костела, где необыкновенный орган с каким-то особым звучанием, - торжественно-нежным и выразительным , обвораживающим, запоминающимся навсегда, пронизывающим тебя до боли в сердце...

Поехали в древнее поселение Бакота, что в 30 км от К-П. Дороги... всё такие же, не поддающиеся... ни описанию, ни проезду. Прямо так и хочется поставить знак : "внедорожники only !". Серпантин в двух-трех местах, а в основном просто крутые, как на стену влезть, подъемы, и такие же спуски... Вы когда-нибудь ездили на велосипеде с притянутыми с силой, до боли в руках, тормозными колодками к ободам колес, со скоростью... не преувеличивая нисколько - 35 км в час ?... А я ездила... Вот по этой дороге из К-П в направлении Ст.Ушица. Если хоть на миг отпустить руки с тормозов... - подножия горы достигнешь гораздо раньше запланированного времени... "А имена тех, кто здесь лег, Снега таят...". И правда, крестов по обочине этой дороги полным-полно : не все вписались... Порой казалось, что заднее колесо Симы уже обгоняет переднее... Мои пальцы на руках к возвращению в город от напряжения уже онемели. И впервые я даже радовалась подъемам : "Ну вот исчезла дрожь в руках. Теперь - наверх ! Ну, вот сорвался в пропасть страх Навек, навек...". Пусть ты ползешь со скоростью 7-8 км в час , но хоть не летишь на сжатых колодках 35-40, думая, что остановиться, если что, здесь просто нереально (при том, что колодки были практически новые !). "Лучше гор могут быть - только горы ! На которых еще не бывал..." - а эту песню В.Высоцкого я напевала, когда наконец-то вернулась в гостиницу.

Вот на этой жутковатой дороге я потеряла от колодок половину (другую половину - в горах Карпат). Интересно, что дорога после подъема идет какое-то расстояние прямо по вершине горы. Она (эта вершина) довольно плоская, и даже поля, засеянные чем-то и для кого-то, есть . Вид оттуда - сверху вниз - зачаровывает... "И я гляжу в свою мечту Поверх голов !.. И свято верю в чистоту - Снегов и слов.". До Ст.Ушицы я так и не добралась - становилось уже темно, а в темноте ехать по такой крутой и узкой дороге, да к тому же долбанной, в ямах и т.д. - чрезмерно уж экстрима...Так что на май сл.года у меня задача : добраться-таки до Ст.Ушицы, посмотреть , тупиковая ли это дорога или там через Днестр переправа какая-то есть, и посмотреть еще интересные места вокруг К-П. "Среди не взятых рубежей - Один за мной"...

Из Каменца-Подольского путь до Львова мы с Симой проехали на маршрутке. Жаль, конечно, - но был сильный дождь, дороги такие же долбанные и крутые, а самое главное - отсутствие времени . Из Львова предстояли путешествия по Карпатам. И хотелось посмотреть побольше.

И вот Львов! Всегда долгожданный и любимый, незабываемый Львов... Города, как люди - нет, лучше... Они не предадут, не оттолкнут тебя, они помнят, ждут и любят тебя , как и ты их... Во Львове нас с Симой протрясло уже окончательно - дороги там вымощены... не желтым кирпичом - а обычным серым камнем, положенным на приличненьком расстоянии друг от друга, неровно, да еще и на не ровную поверхность, то есть волнами. Тряска была невообразимая... Заднее колесо просто прыгало , как забавная игрушка "уди-уди" (мячик такой на резиночке, если кто не помнит), - всё, что лежало в сумке на багажнике,- к примеру, шоколадки, - ломалось на мелкие кусочки. Шоколадки грозили превратиться в изначальные составляющие : какао порошок и пр.. По тротуарам ездить не легче было. Из Львова мы ездили в Карпаты. То, что Карпаты - это чудо, красивейшие места, со всегда бурными реками (Тиса, Прут, Черемош , Стрый , Теребля и др. А есть вообще река с названием просто "Река"!) , горными речушками, впадающими в большие реки, с грохочущими водопадами и "играющими" струями воды водограями, со множеством деревянных церквушек, домиками прямо на склонах гор , со скалами или покрытые разнообразной растительностью, разными породами деревьев, от чего осенью горы приобретают разный вид по цвету: только зеленые (ели), желтые или красные (лиственные деревья) - причем всевозможных оттенков , или зелено-желто-красные - об этой красоте знают все, кто хоть раз побывал в Карпатах. Но то, что в этот раз увидела я - это превзошло все мои ожидания!..

Представьте огромные скалы, "растущие" прямо вместе с деревьями ! Высота их с многоэтажку, они выше самых высоких деревьев ! Потрясающее зрелище. Эти скалы-исполины похожи на какие-то существа, живущие и охраняющие горы... У них разнообразные формы и "морды" - они похожи и на зверей, и на птиц, и на богатырей-людей, хозяев этих мест... Да...- это "посильнее Фауста" Гете !"... - эти места в районе Схидницы, Сколе, В.Синевидного, Бубнища ("Скалы Довбуша", "Тустань"). Некоторые отчаянные люди пытаются залезать на скалы - ну конечно, не самые высокие, с плоскими поверхностями. Таких мало ( и скал, и людей !) но есть. В основном скалы недосягаемые. Я рискнула забраться на одну такую - из "плоских", но высоких . Вид с высоты - потрясающий! Но... Забралась-то я забралась, да вот беда - слезать гораздо труднее... На камнях гладких не удержаться, расщелины везде, и рухнуть в них - не проблема... Вот так сидела я какое-то время на этой скале, проклиная свое любопытство и вспоминая отца Федора из известного произведения ... Куска колбасы только не хватало... Слезть - невозможно, остаться - как-то это меня не привлекало. Ну кое-как, рискуя гораздо быстрее, чем хотелось бы, достичь основания скал, я сползла в буквальном смысле, на четвереньках... Еще раз что-то не захотелось ... Вывод: если лезете куда-то - так чтобы был кто-то, кто мог бы подстраховать, - а не в одиночку. известному высказыванию К.Пруткова: "Прежде чем войти - убедись, что есть выход". "Друга в горы тяни - рискни... Пусть он в связке с тобой одной...".

Но у меня нет друга, который мог бы в связке одной... Но есть подружка - моя Симочка, которая терпеливо ждала меня, когда я по горам ходила. Симе, конечно, здорово досталось по пути на эти горы. Дорога на "Тустань", к примеру,- это глина, мокрая от того, что таял выпавший незадолго снег. С камушками, предательски сползающими под покрышками Симы, с колдобинами, конечно, и всеми прочими удовольствиями... И вот стою я на краю обрыва, смотрю на горы, покрытые снегом ("Здесь голубым сияньем льдов Весь склон облит..."), - хотя на улице плюс 12 и солнышко светит, - думаю, как бы мне всё же добраться до "Тустани" : "Для остановки нет причин! - Иду, скользя" - напеваю я песню Высоцкого - "И в мире нет таких вершин, что взять нельзя...". Смотрю, останавливается рядом с моей Симой внедорожник, водитель говорит:
- Что-то случилось? Велосипед в поряке?
- Да пока в порядке. Но, думаю , не надолго, - судя по дороге этой...
- Ну садитесь, подвезу.
- Да нет, спасибо, осталось не много, как нибудь доеду.
- Садитесь, садитесь ! Велосипед - в багажник. (Это, к слову сказать, несмотря на то, что колеса Симы были в глине !).

Села, поехали. Спросила, почему здесь горы не только на вершинах, но и у подножия все в снегу. Оказывается , рассказал мне водитель, неделю назад здесь прошел ураган, снега выпало так много, что сугробы стояли, не пройти-не проехать, деревьев много повалило от тяжести снега и порвало линию электропередачи - только сегодня свет появился. Четыре дня был такой сильнейший ветер и снег, который тает до сих пор. Да, подумала я, - а ведь именно в это время и именно четыре дня я, по плану путешествия, как раз и должна была быть в этих местах. Но Бог сберег... Доехали, я поблагодарила водителя, а тот еще и предложил подвезти в обратную сторону. Но мне надо было не обратно, а дальше - на Каменку с водопадом и Журавлиным озером (в 5 км от дороги Львов-Стрый-Сколе). Тот путь оказался полегче и очень красивый - вдоль бурной горной реки Стрый.

Водопады в Карпатах, в отличие, к примеру, от водопадов в Крыму или на Кавказе, не пересыхают никогда - в любое время года всегда полноводные горные реки, срывающиеся потоками с каменных обрывов, делают их исключительно живописными и завораживающими. Шум водопадов слышен далеко в горах. Таким же многоструйным и бурлящим оказался и водопад в районе Каменки (недалеко от Сколе). Озеро Журавлиное - дальше по дороге-грунтовке, вдоль речки Каменки, впадающей неподалеку в большую реку Опир . Озеро оказалось наверху горы. Конечно, это не такое большое озеро, как Рица в Абхазии, или даже в Карпатах озеро Синевир (кто не был - настоятельно рекомендую посмотреть это чудо !), - оно довольно-таки маленькое, но очень живописное, особенно в осеннюю пору, когда вода, как будто палитра художника - со всеми оттенками цветов.

Да, Карпаты оставляют незабываемое впечатление! - Не насмотришься и не надышишься этим особым горным воздухом,- чистым, свежим, прохладно-бодрящим, с ароматом ели и сосны, еле ощутимым запахом цветов, растущих по склонам и цветущих даже в октябре. Тем, кто вообще не был никогда в Карпатах, советую посетить места, увидеть которые надо обязательно : это самая высокая гора в Украинских Карпатах Говерла , озеро Синевир ("голубые глаза Карпат"), Манявские горы с водопадом (совершенно неисхоженные людьми, "дикие" места дальше водопада, вдоль горной реки и "наверх-наверх..." - я там увидела даже оленя, гуляющего по склонам горы), Хуст с долиной нарциссов (приезжать в начале мая), скалы в районе Сколе ("Скалы Довбуша" - обязательно ! и "Тустань" !), обязательно проехать или лучше пройти хоть какое-то расстояние по дороге Хуст-Яремче , полежав и почитав газетку на поверхности соляного озера в Солотвино, и сфотографировать знак "Центр Европы" - действительно, центр, по утверждению ученых-географов!

Ну и вообще, любые места в Карпатах завораживают, потрясают, остаются в твоем сердце навсегда, - и ты обязательно захочешь приезжать сюда еще и еще раз !

Много раз я говорила, что самые добрые, самые отзывчивые и самые вежливые люди живут в Западной Украине - и каждый раз опять удивляюсь их доброжелательности, их стремлению тебе помочь, их неравнодушию... Идешь по маленьким городкам или селам - обязательно с тобой здороваются, хотя видят впервые - так принято: желать человеку здоровья. В автобусах водителю всегда скажут "добрый день", "спасибо", "счастливой дороги". Если спросить что-то - ответят с радостью и не отпустят пока не убедятся, что я поняла. Благодарна водителю внедорожника, которому было не всё равно, доеду я на велосипеде через гору с дорОгой - глиняной грунтовкой - или нет. . Спасибо водителю маршрутки за то что сам остановил другой автобус, который быстрее едет во Львов, взял сам мою тяжелую для меня Симу и пересадил нас, поскольку я просто обмолвилась, что спешу, чтобы успеть на поезд ! (Ну кто это у нас бы беспокоился - успею я на поезд или нет ?!).

Не забуду священника из скального монастыря , пригласившего меня в трапезную пообедать вместе, так как я с дороги. Благодарна работникам гостиниц в городах, где я останавливалась, за доброе, внимательное отношение ко мне, интерес к моим путешествиям, в том числе спасибо охранникам г-цы "Львов", взявшим под опеку мою Симу и поселившим её в своей небольшой комнатке. Очень интересной оказалась бабуля, рассказавшая мне, что можно посмотреть в Комарно (маленький городок в 50 км от Львова аж с 5 памятниками архитектуры 15-18 вв практически на одной совсем не длинной улочке, в т.ч. и с деревянной церковью 17.. года, и совершенно потрясающим древним костелом с сохранившейся скульптурой на фасаде!).

И ещё много-много встреч, которых не забыть...

И вот настал момент прощания с Карпатами, со Львовом...
Шел дождь : "Кап-кап-кап по крышам стареньких домов - Я без дождя не представляю тебя, Львов...". Мне нравится уезжать из любимых городов в дождь... - Можно не стесняться слёз - их не видно на лице... : Ведь может - навсегда...
"В тот день шептала мне вода:
"Удач всегда !"
А день...- какой был день тогда?
Ах, да - среда..."

Рейтинг: 0 мне понравилось

Есть чем поделиться?

Добавь свой отчет о поездке