Сей "мегатруд" адресован тем, кто хочет сэкономить несколько сотен (или, даже, тысяч), кровных "гринов", добираясь "от русских березок" до "острова богов и демонов" - Бали, и решивших, "до кучи", посетить славный город с загадочным названием Куала-Лумпур.
Всем читателям выражаю свой "респект" (не каждый способен выдержать такое "испытание словом" :) ) и прошу прощения за, м.б., излишне подробное описание поездки, но те, кто отважатся дочитать до конца, надеюсь, облегчат себе задачу подготовки к задуманному путешествию, ибо я постарался описать некоторые нюансы жизни на "чужих берегах", а также, подмеченные лично, способы "развода" туристов.
Также, турист, рассчитывающий на "полусамостоятельную" поездку, должен владеть хорошим "школьным" английским (а этого вполне достаточно, чтобы объясняться в КЛ или на Бали) и иметь навыки покупки товаров (в данном случае, авиабилетов) через интернет - ибо пошагово рассказывать, что и как делается, не хватит терпения ни моего, ни читателей, ни ресурсов сервера.
В бОльшей части, отзыв рассчитан на таких же, как и мы, "ленивых полуматрасников", сочетающим сонное времяпрепровождение "в теньку" на пляже с периодическими "мужественными" вылазками в "дикий заотельный мир" и решившими, наконец-то, отказаться от услуг отельных гидов, продающих информацию о стране по ценам, в 2-3 раза превышающим ее реальную стоимость.
Все цены и курсы валют даны на время поездки - середину сентября 2008 года.
Небольшой "финансовый отчет" и мои координаты √ в конце отзыва.
Сокращения:
Куала-Лумпур √ КЛ
Малазийский ринггит √ RM
Индонезийская рупия - RP
Очень полезный калькулятор мировых валют находится тут:
Итак. Начитавшись множества "восторженных сюсей" о том, какое райское место есть на Земле под названием Бали, я толкнул краткую речь: "Хватит плескаться в средиземноморской "луже", пора выходить на просторы океана !".
Этот лозунг и определил место последующей поездки. Проанализировав различные маршруты и цены, был определен маршрут "Новосибирск-Ташкент-Куала-Лумпур" а/к "Узбекские авиалинии", как оптимальный по соотношению "цена/время". Скажу сразу, выбором а/к остались довольны, сидящее в генах еще с советских времен недоверие к работе "южных братьев" было быстро развеяно грамотным сервисом на борту (особенно при ночных перелетах в КЛ и обратно). Если кого интересуют особенности транзита "узбеками", пишите на "мыло" - отвечу, здесь же опущу некоторые тонкости. Из Куала-Лумпура до Денпасара (Бали) и обратно добирались на AirAsia, о чем расскажу подробнее.
Через турфирму были приобретены билеты на "узбеков" (цена та же, что и в их кассе), забронированы отели на Бали и КЛ (ну, и страховка, разумеется, "до кучи") √ на этом работа с турагентами завершилась, никаких трансферов, экскурсий и пр. - все остальное сами. Предложение турфирмы САМОСТОЯТЕЛЬНО приобрести билеты на перелет КЛ-Денпасар сначала вызвало ужас - ну как же, "в чужой стране, под чужим солнцем" искать какого-то перевозчика, согласного доставить тебя на Бали┘ жесть :) . Но все оказалось проще (далее могут не читать те, кто сбегАл курить за угол вместо посещения уроков английского в школе).
Оказывается, есть такая расчудесная а/к AirAsia, готовая 3-4 раза в день доставлять страждущих "малобюджетных" пассажиров всех наций и народностей по маршруту КЛ-Денпасар и обратно √ достаточно зайти на их сайт
Теперь несколько слов о самой покупке. Выбор даты, рейса, страховку, багаж и т.п. описывать не буду, там все понятно, а вот опцию Xpress Board опишу √ это доплата за право выбрать конкретное место в самолете уже при покупке билета на него. Опция полезная и вот почему: ИХ самолеты рассчитаны на "азиатские" габариты пассажиров, и нам, "арийцам", при росте выше 180, свободно вытянуть ноги можно лишь в первом ряду (6 мест) и ряду возле аварийных выходов в центре салона (еще столько же), остальные местА несколько стесняют в сидении. Учитывая же то, что регистрация для не купивших конкретное место происходит БЕЗ указания оного, а посадка напоминает соревнования по спортивной ходьбе (при наличии на рейсе китайцев √ по забегу на короткие дистанции) и пассажиры не отличаются особой учтивостью (в т.ч. и "культурные" европейцы), то данная опция приходится весьма кстати. Впрочем, лететь всего 2,5 часа, так что, кому жалко 25 RM или кому "размерчик", либо "спортивное прошлое" позволяют, можете не заморачиваться.
Транзитный зал Ташкента √ весь "колорит" отражен в курсе валют (напоминаю √ сентябрь 2008-го) 1 EUR = 45 р. в дьютике, больше похожим на коммерческую палатку на рынке, и 1 $ = 30 р. в ресторане (по словам сотрудников (!), произнесенных загадочным шепотом, питаться в ресторане опасно, но нам повезло, супчик был достойный и вреда не принес :) и оформлении из смеси пожелтевшей от потеков лепнины из 60-70-х и подвесных "европотолков" из 90-х. Еще присутствует "парадная" ковровая дорожка - Азия, таки :). Прибавьте к этому громкоговорители из той же эпохи (таких я не видел лет 20) √ и полУчите полное представление (когда же технологии 60-х дают сбой, в дело вступают "громкоговорящие тетки", объявляя посадку на рейс). В общем, "гламурненько" :). Не ковровая бы дорожка √ так типичный аэропорт "из СССР"┘ ностальгия. Описываемые многими "спящие индусы на полах" встречаются только при ожидании рейсов в Индию, такой рейс нам попался на обратном пути √ жесть, даже сесть было некуда, "туда" же - все больше "спящие на коврах" европейцы были, а индусы - сидели с ноутбуками┘ Кондиционеры-"сплиты" служат исключительно "щитами" для листочков с надписью "No Smoking", стоЯщие рядом сотрудники с сигаретами в зубах дополняют картину.
Но, прощай Ташкент, и (через 7,5-часовой ночной полет) здравствуй, Куала-Лумпур !
Международный аэропорт Куала-Лумпура KLIA (он же Sepang, хотя некоторые ошибочно считают, что это два разных аэропорта) состоит из собственно международного терминала √ KLIA и т.н. "бюджетного" - LCCT, откуда и идут рейсы а/к AirAsia. Подробно про KLIA рекомендую прочитать на сайте посольства РФ в Малайзии
√ упаковка багажа на 5-м уровне (куда привозят при вылете), стоимость 9 RM;
- если улетаете днем, есть хорошая смотровая площадка "на самолеты" - после прохождения погранконтроля поднимитесь наверх и прямо до конца.
В KLIA все без суеты и толчеи, кажется, что аэропорт пуст, но это только кажется √ все организовано очень грамотно и четко. Сразу после прилета меняем $/EUR на ринггиты (обменка находится в зале прилета по пути вашего следования, курс очень хороший, могу смело об этом заявить, поскольку в один и тот же день видел курсы в разных точках обмена в КЛ), садимся в автоматический поезд и через 2 минуты мы в центральном здании аэропорта, получаем багаж, заполняем "аусвайс" и выходим к стоянкам такси, предварительно купив КУПОН НА ПОЕЗДКУ в LCCT на стойке такси в здании (с таксистом там не рассчитываются √ он просто не возьмет у вас деньги, имейте ввиду !).
НЮАНС √ слово LCCT могут не понять, произнесите Domestic или AirAsia, и девушка все оформит. Такси туда стоит 38 RM, но я видел надпись FreeBus (не стал искать, чемоданчик тяжеловат), также есть автобус за символическую плату. Вся поездка занимает минут 15, хотя, по прямой (через летное поле) эти терминалы находятся метрах в 500-х друг от друга и, пока не построен такой же "автопоезд" (он в планах), таксисты и автобусники зарабатывают на транзитниках.
Сам терминал LCCT √ образец минимализма: залы отлета/прилета, 2 кафе (Макдональдс не в счет, там есть не рекомендую), неплохой (по спиртному и ценам) дьютик - в общем, все для "потокового" обслуживания пассажиров. Рейсы √ каждые 10-15 минут, к вечеру частота сходит на "нет". "Накопитель" большой, народу много, однако, из-за частой отправки рейсов, постоянное движение и свободные места есть всегда. Упаковки багажа НЕТ, за время ожидания (8 часов) видел лишь одного такого же, как и я, "упакованного" транзитника - видимо, совсем невыгодный это бизнес в "бюджетном" терминале. Строй бородатых индусов в белых тюрбанах, штанах и рубашках напомнил известного Ильфовского персонажа с мечтой о Рио с тысячами "белоштанных" мулатов┘
Предъявляем распечатку из интернета (ни одного билета я, кстати, не видел √ только распечатки, в принципе, даже паспорт достаточно предъявить), получаем посадочный талон (на небольшой перевес не обратили внимания), заветный красный талончик на Xpress Board и первыми заходим в самолет. Тут еще раз обращу внимание тех, кто хочет подразмяться в неравной борьбе с китайцами за места в салоне √ нет, я не агитирую тратить деньги, но, увидев, как, при объявлении посадки на рейс перед нами, всего за 10 (десять !) СЕКУНД образовалась очередь из ВСЕХ пассажиров этого рейса √ поверьте, я впечатлился┘ Кто хочет поучаствовать - можете тренироваться уже сейчас - будет, что вспомнить :).
Самолет А-319 (обратно с Бали летели на "рабочей лошадке" такого же класса - Боинг-737), чистенький, сиденья средней комфортности, в общем, все хорошо, хотя понятие "бюджетной авиакомпании" и настораживало. В полете кормят за деньги (если ничего не заказали на сайте при покупке билета), также выдают бланки таможенной декларации на въезд в Индонезию √ их необходимо заполнить.
Конечно, кто боится интернета или понты не позволяют √ плиз, доставят из KLIA (не из LCCT) и обратно тысяч за 30 на человека (как предложили билеты на "солидную" авиакомпанию в одной из турфирм), но мне пара штук баксов не лишняя. Хотя, что такое "солидная" а/к┘ ? AirAsia √ экипажи состоят из молодежи, пилоты больше напоминают мальчиков, решивших поиграть на тренажерах, но самолет вели уверенно, молодцы. Интересная фишка √ самолет готовится к полету 25 минут (!), т.е., когда вы прилетаете, вы сразу выходите из салона (а не ждете, как у нас, черт-те сколько, окончания некоего таинственного ритуала при поданном трапе и открытых дверях), в это время ваш багаж УЖЕ разгружают, а навстречу уже идут пассажиры на обратный рейс - видел я это сам. Кто видел в России что-то подобное в "штатном режиме" √ поделитесь┘ :).
Аэропорт им.Ngurah Rai (местный народный герой) славного города Денпасар. Первыми выходим из самолета, быстро, не задерживаясь у стоек с рекламными буклетами (такие стойки будут еще в зале получения багажа √ там спокойно все наберете), достигаем погранконтроля и быстро получаем визу (25$/чел.) √ вот вам еще один "побочный" плюс Xpress Board, т.к. за нами быстро выстраивается большая очередь. Рекомендую иметь эти 25$ без сдачи - читал, что даже там могут подсунуть на сдачу поддельные баксы. Получение багажа и прохождение таможни не занимает много времени, если вы идете по "зеленому коридору", но необходимо декларировать суммы, превышающие 1000 $/чел., что я честно и сделал, и потому пошел "на красный". Чиновник лениво спросил, есть ли у меня наркотики и спиртное больше литра на человека. Памятуя о том, что за провоз наркотиков в Индонезии можно схлопотать смертную казнь, я, разумеется, ушел в полную несознанку, на чем общение с органами власти закончилось. Резво подбежавшие носильщики были посланы на ┘ (другой конец острова :) ) √ чего и вам рекомендую сделать, ибо потом за 30 метров "непосильного труда" заломят такую цену, что торговаться замучаетесь). Обменка √ на выходе после таможни, курс неважный, впрочем, выбирать особо не приходится (далее скажу, где курс хороший). Купон на такси до отеля Ayodya в Нуса Дуа был куплен за 95 000 RP (примерно 10 $) на стойке заказа такси √ при выходе из аэропорта сразу направо метров 10.
- если едете НЕ по схеме "все включено" - берите с собой денег из расчета не менее 1000$/чел., дабы не чувствовать себя стесненно;
- не давайте больше 40$ в день за машину с англоговорящим водителем √ не развращайте население Бали, вы только себе хуже делаете┘ кому же тянет карман лишняя "тонна баксов", мучает бессонница от вопроса, занимает ли он место в списке "Форбс" ДО султана Брунея или ПОСЛЕ или не дают покоя дешевые "купеческие" замашки √ съездите на фабрику жемчуга, там на все вопросы ответ найдется быстро :);
- для дам "с претензией на "гламур": 10-см "шпили" (особенно на пляже), 5-см искусственные ногти, "боевая раскраска" вкупе с накладными ресницами (особенно у бассейна), килограммы цепей и прочие "претензии", упорно используемые при такой жаре и влажности, способны привлечь, разве что, насмешливо-сочувственные взгляды окружающих;
- ВЕЗДЕ, где за что-то платите, требуйте ЧЕК, т.к. вам могут назвать одну цену, а в чеке будет стоять другая √ при требовании же чека цена для вас может существенно уменьшиться :);
- несмотря на многие "умильные" отзывы, было бы весьма глупо представлять балийцев этакими наивными "детьми природы", готовыми всячески угодить вам и продать хороший товар (отдых, барахло и т.п.) за бесценок - если кто-то думает так, вас ждет разочарование.
Вся жизнь на острове построена на заработке от туристов и каждый считает своим долгом "поднять бабла" на нашем брате любым, более-менее честным способом (см.,например, пункт выше). Поэтому "не разевайте рот".
Дабы не быть голословным, привожу один из примеров РАЗВОДИЛОВА. В один из деньков, когда мы, разомлев от полуденного солнца, перемещались по направлению к "обеду", рядом возник энергичный дяденька, и, размахивая руками, буквально всучил нам какие-то бумажки (у нас я бы послал такого "промоутера" подальше, но здесь┘ "Справа в челюсть вроде рановато, неудобно как-то √ первая игра", - вовремя вспомнился Высоцкий :) ). Видя наши напрягшиеся лица, он сам стер защитный слой, посмотрел на надпись и стал прыгать еще выше и быстрее, повторяя: "Бонус, мой бонус, мистер, я заработал кучу денег !". Судя по всему, "лотерейки" были двух видов √ с большим бонусом и ОЧЕНЬ большим бонусом, т.к. вторая бумажка привела "промоутера" в состояние, близкое к экстазу. "А, любезный, мы очень рады за вас, что вы заработали кучу бабла, теперь, собственно, дайте нам насладиться свиной отбивной под холодное пивко┘" - "Что вы, мистер, я получу свои деньги (при этих словах он "нарисовал" такое выражение лица, словно выиграл в "Поле чудес" миллионов эдак 10 (долларов), пустив "по миру" Якубовича и компанию) только если я приведу вас к своему боссу !" - "А на кой НАМ твой босс нужен, поясни глупым, от какого "щастья" мы отказываемся, а то пиво там уже нагрелось┘ ?" - "А отдых на халяву (ну там заплатить надо "по-мелочи", зато потом всю жись на пляже валяться в любое время, как пожелаете) в 20-звездочном отеле √ как вам ?!" - "Э-э-э, друг, да ты про таймшер говоришь и россиян за лохов держишь √ обидел, однако┘ мы сами твоему боссу апартаменты на Канарах продадим, потом купим, потом еще раз продадим √ но уже дороже :)". В общем, обиделся он и пошел под навес, на ходу закрашивая "лотерейки", готовя их к очередному "спектаклю". Так что будьте готовы, дорогие сограждане - возможно, следующими "счастливчиками" окажетесь вы :).
НЮАНС. На Бали в конце любого меню, принесенного вам, почти всегда стоИт приписка "цена не включает 20% налог" и, при получении счета, будьте готовы на его "увеличение" на эти 20% - это законно и все ваши возмущения ни к чему не приведут, поэтому будьте внимательны!
В кафе вам могут дать (скорее всего, точно дадут) дисконтную карту с какой-нибудь большой скидкой √ имейте ввиду, что скидка действует не на все меню, а лишь на его часть, оговоренную в самой карте, так что, опять же - читайте внимательно :).
Уличные торговцы съестным √ "баксО" (от слова "бакс" - именно столько стоит порция того, что они продают) снуют везде. Возможно, ЭТО съедобно, но я проверять не рискнул :).
НЮАНС. "Джимбаранов" есть два √ один для "развода на бабки" (ближе к аэропорту, справа от отеля "Интерконтиненталь" - если стоять к нему спиной на пляже), его можно отличить по новым кафе с красными крышами и высоким ценам в меню (для ориентировки, в конце отзыва привожу цены в "нормальном" Джимбаране) - туда возят туристов, обычно в первый раз, и цена ужина там доходит до 100$ и выше, что неоправданно дорого. Если вас привезли туда, сразу идите на кухню, выбирайте, что вам приготовить, взвешивайте, торгуйтесь нещадно, сбрасывайте цену в два раза минимум, плюс требуйте бесплатное такси до отеля. Если не сбрасывают - идите в соседнее кафе, где-нибудь "сторгуетесь". Другой √ "нормальный" Джимбаран - находится слева от "Интерконтиненталя", кафе имеют более старый вид, но и цены там раза в два-три ниже. Тут принцип заказа тот же (т.е. на кухне), но цену вам почти не скинут и такси не дадут (разве что куда-то близко).
Читал у кого-то рекомендацию проверить весы путем взвешивания на них часов или сотового телефона┘ ИМХО, калибровать стрелочные "базарные" весы "эталоном" в 100 гр. (примерно столько часы или телефон и весят), все равно, что микрометром измерять высоту небоскреба :).
Если собрались в Джимбаран сами, скажИте таксисту, чтобы вас отвезли в отель "Интерконтиненталь" и настаивайте на этом (он не дурак и понимает, куда на самом деле вы едете), иначе он вас отвезет в свое кафе, где цена заведомо будет выше. Далее пройдете через территорию отеля (на Бали отели не закрыты, можете гулять, где заблагорассудится), повернете налево и все кафе перед вами.
В Джимбаране очень красивые закаты, некоторые даже считают это самым романтичным местом на Бали. Ну, если для кого верх романтики √ это поедание креветок с пивом по соседству с гадящей в песок собакой, то да, "романтично". После посещения Тана Лота и (или) Улувату вы сами поймете, где романтика настоящая :).
"Мы втроем поужинали в Джимбаране на 20 долларов и нас до отеля на такси довезли" - подобные фразы читать забавно┘ Конечно, если взять по мелкой креветке и бутылке пива на человека, то в 20-ку вложиться можно, но туда ездят не за этим, НА ДВОИХ хороший ужин обойдется долларов в 40-50, если вы не берете лобстера (на него ценник уже другой). Во время ужина пляжных торговцев с товаром нет, поэтому, ИМХО, лучше садиться ближе к воде, чтобы никто не мешал любоваться закатом.
Питание √ 4 ресторана, средний чек на двоих с "градусом" порядка 70$, у кого схема ВВ - для тех только утром работают два ("Лагуна" и "Водопад") по "шведскому столу", выбор весьма недурен, хотя за 2 недели и приедается. При выходе из южных ворот Нуса-Дуа есть улочка с несколькими кафе: "Tropical", "Mai-Mai", "Nyoman▓s Beergarden" и др. В каждом есть меню на русском. Были практически во всех, качество хорошее, питайтесь смело, проверено на многих туристах :). Нам больше понравился "Beergarden" - демократичные цены и, пожалуй, единственный, кто работает в обед, остальные начинают где-то с 18. Важно и то, что в меню у них стоИт окончательная цена, с учетом всех налогов. Средний чек в этих кафе "на двоих с пивом" (неплохое и недорогое √ Bintang) √ 15-20$. Ну и, разумеется, включите в план поездку(и) в Джимбаран :) (такси от Айедии до "Интерконтиненталя" - 45-55 000 RP в зависимости от дороги).
Не могу не обратить вашего внимания на то, что возле красных флажков купаться действительно ОПАСНО (!) √ в том месте лично видел торчащий из песка обрезок трубы, никому не пожелаю на него наткнуться.
На территории отеля находится пруд с рыбками и варанами, коих отдыхающие традиционно кормят после завтрака. Есть большой бассейн (и детский "лягушатник"), столики для тенниса, два крытых корта, СПА и т.п. √ все по каталогу. Массаж на пляже "отельными" массажистками - порядка 25-30 $.
РАЗВОДИЛОВО - во многих отзывах даны телефоны и имена тех "экскурсоводов", с кем наши туристы уже ездили. Звоня по указанному телефону, действительно попадаешь на человека с хорошим русским языком, договариваетесь о поездке, когда же он приезжает, может оказаться, что приехал совсем не русскоговорящий, посему при заказе этот момент оговаривайте сразу, если вам принципиально. Мы так "попали" с "разрекламированным" MADE √ оказалось, их два брата, один из которых по-русски ни бельмеса┘ Впрочем, за цену в 40$ и лишнюю возможность попрактиковаться в разговорном английском зла на них не держу :).
В другой раз именно "попали" по, прямо-таки, восторженной рекомендации соседей по отелю на ТАКИМа √ чем уж он так им понравился, не знаю, но нам прислал какого-то вечно ворчащего и недовольного водителя, плюс попытался задрать цену. В общем, увидите где тел. 081-2463-0566 или 081-337-145-647 √ бегите от них подальше.
Некоторая полезная информация перед тем, как куда-то поехать:
- перед поездкой обязательно зайдите в ближайшие магазины, дабы посмотреть реальные цены;
- обеды по дороге √ с кем бы вы не ездили, вас привезут в "свои" кафе - сразу требуйте, как минимум, включения 20% налога в названную вам сумму (вам ее назовут тихо, не привлекая внимания, типа, "только для вас" - она и правда, будет только для вас, ибо остальные уже могли договориться дешевле :) ). О кормежке водителя не беспокойтесь √ он пообедает (с другого входа) за ваш счет, до какой бы цены вы ни сторговались ;);
- платные стоянки, проезды и т.п. √ обычно от 1000 до 5000 RP. У нас в подобных случаях рассчитывался водитель, но рекомендую сразу оговорить с ним этот момент √ если будете платить вы, то не забывайте про чеки (о них было выше);
- храмы на Бали √ следует помнить, что это, не в нашем представлении, богато украшенные культовые строения, а, наоборот, небольшие пагоды, часто невысокие, из невзрачного серого камня, без каких-либо украшений, кроме несложной резьбы, поэтому не ожидайте многого даже от самых известных из них. Для балийца храм - не само строение, а МЕСТО, где он стоит. Всего же на Бали их порядка 20 000, больших храмов немного, основная масса √ т.н. "семейные", т.е. построенные и используемые для приношений богам одной или нескольким семьями. Для получения общего представления достаточно посетить Таман Аюн (храм XVII века), в остальных (наиболее известные - Тана Лот, Улувату, Братан) нужно любоваться именно МЕСТОМ, где они стоят.
Вулкан. Впечатляет. Особенно когда понимаешь, что находишься внутри его древнего внешнего большого кратера (диаметр 7 км). Тут же кафе с хорошим видом на вулкан, даже лучше, чем на специальной смотровой площадке до этого √ наслаждайтесь┘ :). Спустились по потрясному и опасному серпантину (адреналину хапнули сполна) к подножию, на старое лавовое поле √ впечатлило┘ Пейзаж полукосмический, если не считать "инопланетных" надписей на камнях типа "Rubah from Denpasar". Что ж, дебилизм √ понятие интернациональное. Кто желает на новое поле √ только на джипе, минивэн не пройдет, либо пешочком по острым камням километра 2 под экваториальным солнцем √ удачи┘ :).
РАЗВОДИЛОВО - изделия из "сандала", теряющие запах на следующий день. Настоящий сандал однородный по структуре, имеет однородный желтоватый цвет, БЕЗ вкраплений, сучков, неоднородностей древесины и т.п. √ такой пахнет на протяжении нескольких лет. В шкаф с такими фигурками ставят изделия из другой породы (схожего цвета, НО НЕоднородной структуры) √ они впитывают запах и при покупке так же, как и сандал, пахнут. Один день.
В общем, будьте внимательны, т.к. эти изделия недешевые, потом будет обидно.
Храм Улувату. Собственно, сам храм небольшой, без каких-либо украшений, кроме резьбы по камню, впечатления не производит √ сама суть его в МЕСТЕ, где он стоит┘ Скалы высотой 80 метров с медленно накатывающими внизу волнами √ картина эпическая, можно просто стоять и любоваться, более ничего не надо┘ И закат √ в океан, особенно, если представить, что до самой Африки никакой земли НЕТ. Попробуйте здесь "освободить" свой разум хоть на полчаса┘ В общем, кто не был в Улувату, тот не был на Бали.
Но, по закону мироздания, если есть мед, то есть и деготь┘ "Деготь" здесь √ это опупевшие от безнаказанности обезьяны, сдергивающие с туристов все, что можно сдернуть. Разумеется, пара хороших пинков и ударов бамбуковой палкой быстро привИли бы всему стаду должное уважение к туристам, но на Бали обезьяны считаются полусвященными животными и┘ (см. чуть дальше по тексту). Поэтому, отправляясь в эту поездку, соблюдайте, даже не рекомендацию, а ПРАВИЛО √ ВСЁ, что можно с вас снять (очки, кепки, любые украшения и т.п.) √ оставьте в отеле, либо в машине, фото-, видео √ на ремешок и через шею или запястье, никаких пакетов и сумок с собой √ при мне обезьяна вырвала пакет из рук туриста и прогрызла пластиковую бутылку. Старайтесь близко не подходить √ расстояние в 5 метров они преодолевают за долю секунды, и, каким бы "крутым" спортсменом вы ни были, ваша реакция - ничто по сравнению с животным. Если находитесь близко √ не поворачивайтесь к ним спиной, твари любят нападать сзади или извне поля зрения, причем им может понравиться не только ваша шляпка, но и ваши волосы, потеря клочка которых, согласитесь, будет еще неприятнее для вас. Если все же у вас что-то сдернули, НЕ пытайтесь отнять сами √ это реально опасно (!) √ сразу обратитесь к служителю, они стоят через каждые метров 10, он бросит ей орешки или банан, чтобы переключить внимание, обезьяна выпустит вашу вещь (может, конечно, бросить ее с обрыва √ тут уж как повезет┘) и служитель вернет ее вам (разумеется, нужно его "поблагодарить" - вообще, у меня сложилось стойкое убеждение, что местные обезьяны специально обучены таким трюкам┘ доход, как-никак).
И последнее. Если кто-то думает, что это может произойти "где-то и с кем-то, но уж никак не со мной", тот сильно ошибается √ это НЕ ВЫ наблюдаете за обезьянами, это ОНИ наблюдают за вами (даже если вам кажется, что они не обращают на вас внимания √ поверьте, это ТОЛЬКО КАЖЕТСЯ) - в конечном итоге, вы не в зоопарке, а в ИХ среде. Я тоже так думал и был наказан за свою самоуверенность. "Утешает" только то, что таких набралось еще человек 10.
Храм Таман Аюн. Один из старейших на Бали (XVII век), большой парк, интересно.
Жителям Нуса Дуа рекомендую посетить пляж Куты, дабы понять, что же такое "морская пена" и увидеть настоящий прибой с волнами 2-3 метра - "вотчину" серферов. Любителям суши - ресторанчик "Риоши" в конце улицы Легиан/начале улицы Семиньяк √ не все водители знают его, на картах не показан. Собственно, то же самое, что и Фукаторо в Нуса Дуа, но менее пафосно, и, соответственно, дешевле.
"Дорога домой" (то бишь, в Куала-Лумпур). Еще раз аэропорт им.Ngurah Rai √ скажите водителю, чтобы подвез именно к международному терминалу, поскольку здание сильно вытянуто, а тащиться по жаре с пожитками √ счастье сомнительное. Упаковка багажа сразу за пропускным пунктом в терминал √ 6$ за большой чемодан, далее все интуитивно и по указателям. На регистрации повздорил с китайцами √ нагловато лезли без очереди √ чем, м.б., и объясняется то, что перевес аж в 9 кг сотрудниками "не был замечен" (ну их, этих русских┘ :) ). А нефиг, пусть китаёзы у себя пальцы гнут, здесь они такие же приезжие.
НЮАНС. Приготовьте по 150 т. рупий "на брата" - аэропортовый сбор не входит в стоимость билета при вылете и собирается исключительно наличными и исключительно в рупиях.
Дьютик, кафушки, магазины √ для тех, кто не успел затариться сувенирами (разумеется, цены высокие). Обменка в зоне DutyFree одна, курс, естественно, очень невыгодный, посему советую распрощаться с рупиями ДО прохождения погранконтроля. В общем, ничего примечательного, хороший аэропорт с хорошей инфраструктурой и "потоковым" обслуживанием пассажиров.
Отрываемся от полосы, слева по борту открывается вид от Джимбарана до утесов Улувату┘ да и Бог с ней, сломанной обезьянами, оправой, лежащей где-то у подножия в пене прибоя, переплаченном долларе таксисту и парой купленных "по-дури", непонятно для чего, сувениров┘ √ больше вспоминаются вкусности Джимбарана, закаты, как в кадрах из "Водного мира", улыбчивый паренек Made, шум ночного океана где-то в полосе рифов и масса, МАССА позитива, который мы увозим с собой, дабы, иногда перелистывая фото, ностальгировать об "очищающих мозги" денечках, проведенных на Бали┘
Но впереди еще аж три дня в Куала-Лумпуре, столь поспешно покинутом нами двенадцать дней назад √ мы вернулись к тебе, "цивилизация"┘ :).
Также из международного терминала KLIA (не из LCCT !) ходит электричка KLIA Express (без остановок) и KLIA Transit (с остановками) до KL Sentral Station √ 35 RM/чел. Кто будет добираться "через вокзал" √ рядом одноименная станция монорельса, чтобы попасть к ней, нужно стать спиной к зданию вокзала со стороны, противоположной отелям "Хилтон" и "Меридиан", увидите прямую дорожку под навесом √ она выведет прямо к входу на станцию. Плата за проезд зависит от расстояния, "из конца в конец" - 2,60 RM. Билеты необходимо сохранить до конца, т.к. выходы со станций √ тоже через турникеты.
Номер небольшой, но все, что нужно, есть √ сейф, фен, ТВ, вид на Петронасы (за который пришлось доплатить 120 RM), коими и любовались каждый вечер, предусмотрительно взяв еще в дюьтике мартини и кое-что "на закусить" в супермаркете. Питание. По схеме ВВ утром "шведский стол", в остальное время за плату. На ужин можно купить талон (порядка 40 RM/чел.). Для кого дорого √ выйдите из отеля и поверните налево, метров через 200-300 будет кафе с очень бюджетными ценами, но вполне сносное по качеству, мы там разок перекусили за 10 RM на двоих.
Более про отель сказать нечего, претензий никаких к нему нет, опять же, кто ездит искать недостатки - тот их найдет сам. Рядом с отелем станция монорельса Bukit Nenas √ при выходе из отеля направо до первого перекрестка, там слева всё увидите. Такси от отеля до аэропорта KLIA 80-120 RM (в зависимости от класса машины) √ талон оформят на ресепшене.
Доступным для посещения туристов является лишь нижний уровень моста SkyBridge √ минут 5-7 вы будете наслаждаться окрестными видами с 250-метровой высоты. Вход бесплатный (брать деньги за "национальную гордость" несолидно √ и правильно┘), работает с 9 до 19 (в рамадан √ до 17) все дни, кроме ПН, выдача билетов √ с 8-30. Чтобы попасть пораньше, мы пришли около 8 утра (в это время вход туристам только через менару 1), встали в хвост длинной очереди. В 8-30 открылся "занавес", несколько человек из персонала быстро "поделили" очередь на части и тем, кто хотел попасть с утра, тут же выдали билеты (нам достались на 9-45). Кто пожелал попасть после 13 √ прошли к стойке, где все и оформили. Перед экскурсией можно побыть в небольшом зале, где показывают фильм о строительстве (на английском, разумеется), выставлены экспонаты, касающиеся башен и стоит столик с логическими играми √ для коротания времени. Затем нас провели в небольшой кинозал, показали рекламный фильм о самОй корпорации "Петронас" (типа нашего "Газпрома"), построившей башни, поделили на две "команды", одну из которых, проверив на металло-детекторах, на скоростном лифте доставили на 42-й этаж, другая осталась ждать, пока мы вернемся. Честно говоря, этих 7 минут на мосту вдоволь хватило нафотаться и насмотреться по сторонам (впечатление, конечно, сильное) √ более по времени там делать особенно нечего. Впечатлил кондиционер, охлаждающий башни √ целое здание рядом с ними, размером с "хрущевку", вы его узнаете по огромным вентиляторам на крыше (с земли их не видно).
Но самое поразительное зрелище √ ночные Петронасы. Лучше смотреть на них снизу, с небольшой аллеи √ две металлические стрелы, устремленные в звездное небо, плюс очень грамотная подсветка - вид инопланетный┘ Я, как завороженный, ходил туда каждый вечер. Кто не видел это √ тот не был в Куале.
НЮАНС для тех, кто поедет электричкой √ двери на станциях открываются не все, а "по требованию" - рядом с каждой есть кнопочка, ее нужно нажать. Такой же принцип и при входе в вагон √ не ждите, пока двери откроются сами.
Выходим на платформу, поворачиваем направо √ стоянка такси, прошу "обзорно покатать" - пожалуйста, даже ценник такой у них есть √ 30 RM, занимает всё примерно 1 час. За это время объезжаем практически все интересные места, останавливаясь для снимков (правда, в мечеть не ходили, при жаре больше 40С даже вылезать из машины не хотелось┘), попутно беседуем с водителем. Очень красивые здания, умелое сочетание хай-тека и национальных традиций поражает. Да и сама концепция "правительственного города" очень разумна - хотя бы даже тем, что в столице нет машин-"членовозов", создающих постоянные проблемы другим участникам движения. Вот этому нужно было бы поучиться.
В общем, очень рекомендую съездить √ познавательно.
Недалеко располагается Киберджайя √ там внешне ничего интересного нет, однотипные постройки цехов высокотехнологичных производств.
Потрачено:
1100 EUR √ Бали (мелкий "сувенирный" шопинг √ не более 200 EUR, остальное √ поездки и питание);
700 EUR √ Куала-Лумпур (в основном, на шопинг).
Итого, цена всей поездки составила 200 т.р. на двоих.
Экономия при поездке:
- перелет Куала-Лумпур √ Денпасар и обратно √ предлагалось за 60 т. на двоих, с AirAsia обошлось 12 т. на двоих;
и, "по мелочи":
- трансфер в КЛ (а/порт √ отель √ а/порт) √ предлагалось 155$ на двоих, на такси обошлось около 50$ за обе поездки;
- трансфер на Бали (а/порт √ отель √ а/порт) √ предлагалось 75$ на двоих, на такси обошлось 25$ за обе поездки;
- разницу в цене поездок с принимающей стороной и самостоятельно предлагаю сравнить самим, используя прайс конкретного туроператора (в нашем случае, поездки обошлись в 120$ за двоих (без входных билетов, разумеется), аналогичные у туроператора - более 300$).
Обещанные выше "нормальные" цены в Джимбаране (за кг "живого веса" - т.е., с клешнями, плавниками, ластами, хоботами и т.п. :) ):
- кальмары, рыба, крабы √ 50-60 т. RP;
- креветки √ 130-140 т.RP;
- лобстер √ 250-280 т.RP.
Всем удачного отдыха и хорошего настроя, ибо, с каким настроем поедете √ так и отдохнете.
Новосибирск √ Куала-Лумпур √ Бали, сентябрь 2008г.